Ќаезд произошЄл на переходе, хот€ не все с этим согласны 
Ќаезд произошЄл на переходе, хот€ не все с этим согласны 

Ёта авари€ случилась в августе вблизи жилого микрорайона —амары, но еЄ сюжет типичен дл€ любого города: пешеход рванул через переход, не гл€д€ по сторонам, а молодой водитель Toyota Camry растер€лс€ и налетел на него полным ходом. ѕожилой мужчина с т€желыми травмами доставлен в больницу.  то виноват больше?

»значально полици€ за€вила, что пешеход шЄл в неположенном месте. Ќо даже при плохом качестве видео можно разобрать знаки пешеходного перехода — создаЄтс€ впечатление, что человек всЄ же шЄл в его границах. ¬озможно, ошибочное впечатление сложилось у сотрудников √»Ѕƒƒ из-за того, что пострадавшего отбросило от места наезда на дес€ток метров.

Samara.dtp.official, instagram.com

ѕешеход шЄл по дороге быстро и, суд€ по всему, не гл€д€ по сторонам. Ёто €вл€етс€ нарушением пункта 4.5 ѕƒƒ, который требует даже на переходах перед выходом на проезжую часть оценить рассто€ние до автомобилей и их скорость, а также убедитьс€ в безопасности перехода.

ѕереход хорошо просматриваетс€, хот€ «зебра» стЄрта
ѕереход хорошо просматриваетс€, хот€ «зебра» стЄрта

ќднако не всЄ так просто. ќт водител€ требуетс€ соблюдение пункта 10.1 ѕƒƒ даже в ситуаци€х, когда пешеход в корне неправ, например выскочил на проезжую часть в неположенном месте и внезапно. ≈сли авари€ закончилась т€желым вредом здоровью или гибелью пешехода, возбуждаетс€ уголовное дело по статье 264 ”  –‘ и обычно назначаетс€ автотехническа€ экспертиза. ќна изучает вопрос, имел ли водитель техническую возможность избежать наезда, проще говор€, достаточно ли быстро и интенсивно он тормозил. ѕри этом учитываетс€ врем€ реакции водител€ и срабатывани€ тормозных механизмов, тормозной путь автомобил€ и прочие факторы. ≈сли пешеход действительно буквально упал на капот машины, водител€ могут оправдать. Ќо если возможность затормозить всЄ же была, а водитель ею не воспользовалс€, — его с большой веро€тностью признают виновным в нарушении пункта 10.1 ѕƒƒ.

«начимым фактором €вл€етс€ момент обнаружени€ опасности — секунда, когда пешеход по€вилс€ на проезжей части в поле зрени€ водител€. ≈сли водитель мог увидеть человека, но отвлЄкс€ или не предприн€л ничего (с учЄтом времени реакции), его, скорее всего, признают виновным. ќправдани€ из серии «смотрел на магнитолу» в данном случае не работают: водитель об€зан полностью контролировать обстановку или снижать скорость: пункт 10.1 ѕƒƒ говорит и об этом.

¬ид с рассто€ни€: деревь€ частично ограничивают обзорность, но сам переход и его окрестности не закрыты
¬ид с рассто€ни€: деревь€ частично ограничивают обзорность, но сам переход и его окрестности не закрыты

¬ конкретной ситуации пешеход дошЄл уже до середины проезжей части и, вполне веро€тно, был хорошо различим издалека, поскольку видимость перехода и подступов к нему не загромождена. ќправдани€ водител€, что дело происходило в ночное врем€ и видимость была ограничена светом фар, также вр€д ли убед€т следствие: всЄ тот же пункт 10.1 ѕƒƒ требует изначально выбирать безопасную скорость, в том числе с учЄтом освещЄнности. ¬ любом случае вопрос возможности избежать этого ƒ“ѕ исследуют эксперты.

¬ целом судебна€ практика по таким делам не на стороне водителей, дл€ которых нарушени€ пешехода не €вл€ютс€ сколь-нибудь значимым оправданием, если возможность избежать ƒ“ѕ всЄ же была.  роме того, даже в случае доказанной невиновности водител€ он об€зан компенсировать весь ущерб пострадавшему пешеходу или пассажиру — это предусматривает стать€ 1079 √  –‘.

¬ большей степени в этом ƒ“ѕ виноват...

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ¬одитель
  • ѕешеход
  • ѕешеход, но осуд€т всЄ равно водител€
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

јнализ других аварийных ситуаций — в недавних выпусках проекта «√руппа разбора».

ѕопали в спорную ситуацию и хотите разобрать еЄ вместе с нами? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто» и присылайте видео, схемы ƒ“ѕ, фотографии или описание происшестви€.