В прошлые выходные жителей Аткарска потрясла необычная новость: 4 мая зоопарк, существующий в районном центре не одно десятилетие, оказался закрыт. Корреспондент 164.RU связался с зоозащитниками и узнал, что большую часть животных из Аткарска забрали в экопарк «Олений остров» в поселок Татищево. Журналисты наведались в него 10 мая и узнали, как животные обустроились в новом месте.
Экопарк «Олений остров» возглавляет Алексей Кулицкий. Он занимается им почти 30 лет: всё началось в 1995 году. Сейчас экопарк занимает около 40 гектаров заболоченной никому ненужной территории на окраине Татищева. По словам владельца, раньше тут была свалка и он сам вручную расчистил участок. Большую часть этой земли, кроме той, что находится у моста при входе в зоопарк, он успел оформить для «Оленьего острова». Но, как и в любом районе России, не всегда можно встретить понимание чиновников.
— Это очень привлекательное место для сельского туризма, ко мне приезжают люди и из Саратова и Энгельса, и из Пензы, из Самары, — рассказывает владелец экопарка. — Я ищу юриста, который помог бы мне составить бизнес-план, подать документы на грант.
Хотя, по словам Алексея, посещаемость может доходить до 200 человек в день, что довольно неплохо для туристической сферы района. Дети до четырех лет, дети-инвалиды и дети участников СВО могут посетить экопарк бесплатно. Остальные по достаточно умеренной цене могут посетить учреждение практически в любой день года: с раннего утра до позднего вечера. Животных и птиц там несколько десятков. На еду для них у работников уходит до 3–5 тысяч рублей в день.
— Утром иду в «Магнит», закупаю мясо, окорочка для животных. Иногда хочется себе что-то купить, но думаешь: «Нет, надо волку мясо взять», — рассказывает Алексей.
На входе в экопарк спускаешься к самодельному мосту. Кулицкий говорит, что ему предлагали помочь с обустройством моста, но дальше слов о помощи никто не шел. А стоимость нового моста начинается от четверти миллиона. Разумеется, таких денег у мужчины нет.
У хозяина несколько помощниц, которые встречают гостей на входе, показывают животных, следят, чтобы дети близко не подходили к вольерам. Большую часть зверей можно погладить руками и покормить. Гости могут купить корм и сделать это самостоятельно. Самодельный мост ведет через мелкую речку или ручей: там плавают два лебедя и стая уток.
По территории парка бегают парочка страусов Эму. В какой-то момент один из них тюкает клювом пожилого хряка в спину и отбегает. Свин только огорченно хрюкает, но преследовать резвую птицу у него не хватает энергии. Во-первых, он пожилой, ранее был звездой саратовского цирка. А во-вторых, он слишком толстый. На ногах он находится недолго. Часто устает и ложится там, где был.
— Он в цирке полицейским был, сейчас больше на гаишника похож, — шутит Алексей.
Слева и справа — загоны: в левом небольшое стадо обычных и пятнистых оленей, часть из которых приехала из Аткарска. Сразу заметны два самца: один из них уже сбросил рога и ходит с огрызками рогов, а второй пока их гордо носит.
Справа от основной дороги экопарка тоже загон. Там девочка пони, которая недавно родила прекрасного бежевого малыша. Тот еще недостаточно окреп, чтобы бегать, и почти постоянно лежит на боку. Пони стоит и смотрит на ребенка.
Тут же як, африканские козы, лошадь редкой вятской породы и осел. Все они дружно, хоть и отдельными группками расположились на поле.
В закрытых вольерах — огромный беркут, лисица, которую в Саратове спасли от разъяренной стаи собак, и заспанная семейная пара енотов. Последние почти не выходят пару дней. Смотрители зоопарка подозревают беременность или период спаривания енотов.
За этими клетками есть дальний пруд, где обитают остальные лебеди.
Туда хозяин никого не подпускает, и на чужаков лебеди реагируют агрессивно, не хуже, чем тульский бойцовый гусь, который, кстати, тоже тут есть.
— Лебеди такие же злые, как гуси? — интересуемся у хозяина парка.
— Он может подойти и ударом клюва сломать ногу. Но смотрите, какие грациозные, — отвечает Алексей.
Там же есть два ворона, у одного нет перьев на крыле.
— Он полиняет, и крыло восстановится. Летать, конечно, он уже не будет, но вообще они живут до ста лет.
Подходим к клетке с канадским черным волком.
— Не бойтесь, входите к нему, — говорит Алексей, хотя сам заходит в клетку с лопатой. Волк небольшой, хотя хозяин утверждает, что он уже взрослый. Зверь спокойный, видно, что он сытый: на полу разбросаны куски мяса.
— А знаете, как воет? Ну это волк, ему положено выть, — хозяин парка закрывает вольер на замок. Конечно, кроме него, к волку никто не заходит.
В соседних вольерах мохнатые китайские курицы, утки. Неподалеку в клетке — красноглазый хорек-альбинос Умка.
— Он маленький, но может один целый курятник задушить — нападает и кровь выпивает, — рассказывает владелец экопарка.
Но, по его словам, все звери и птицы живут дружно: такие принципы у хозяина. Он считает, что все питомцы должны быть накормлены и не позволяет никому вести себя агрессивно.
— У нас тут правило: никто никого не кусает и не ест. Это, можно сказать, единственный контактный зоопарк такого масштаба в Саратовской области, — говорит Алексей. Он признаёт, что в городских контактных зоопарках животных «накачивают» препаратами, чтобы те не были агрессивными.
— Смотришь, а он лежит такой грустный, голову набок. У нас такого нет, все добрые и сытые. Ну и надо показать животным, кто тут главный, чтобы понимали, — говорит хозяин парка.
«Хулиганство» и «троллинг» Алексей спускает страусам Эму, которые могут своровать красивую вещь или в шутку слегка тюкнуть кого-нибудь клювом.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.