У Анны известное в Энгельсе антикафе — заведение, в котором за небольшую плату можно посидеть, почитать книгу, пообщаться с друзьями или поиграть в настольные игры. В новогодние праздники, когда большинству людей банально нечем заняться, если они не уехали в теплые страны, такое место кажется очень подходящим. Мы поговорили с хозяйкой антикафе, чтобы узнать, как работает ее бизнес.
Интересуюсь у Анны, как ей пришла в голову идея создать антикафе, всё-таки нетипичный бизнес.
— Идея не оригинальна. Когда-то в Саратове было тайм-кафе «Темная сторона». Году в 2012–2013-м мы впервые попали туда, выпили чаю, администратор показал нам простенькую настольную игру. Я не помню, до какого года это тайм-кафе просуществовало, потом они скатились в какое-то пивное заведение и в итоге закрылись. Но нам понравился изначальный формат: досуг без алкоголя, можно заняться чем-то интеллектуальным, поиграть.
У нас в Энгельсе ничего такого не было. Здесь можно было сходить в музеи, кино и в театр. Собственно, это всё. Мы вдохновились «Темной стороной» и решили сделать что-то подобное в нашем городе. Мы с моим мужем Александром оба работали, но чтобы начать создавать пространство для тайм-кафе, он оставил прежнее место, а я еще три года проработала в школе и только потом ушла.
Чтобы открыться, мы взяли три кредита. Потому что в процессе выяснилось, что нам не хватает тех денег, на которые мы рассчитывали изначально. И иногда периодически нам кто-то из родных и друзей помогает, плюс мы иногда работаем.
За 10 лет существования «Убежища» мы неоднократно устраивались на работу и увольнялись, брались за подработки типа фотосессий, редактуры, муж Саша писал картины.
— То есть это не суперприбыльное дело?
— Наверное, если всё делать по правилам бизнеса, составить бизнес-план и постоянно делать вливания, доходы будут другими. Мы в принципе не рассматривали это как бизнес. Просто смотрели как на дополнительный доход, хобби, которое можно как-то окупать. Думаю, как бизнес это работает в каких-нибудь крупных городах. Даже не в Саратове. Насколько я знаю, основатели первых саратовских антикафе, как и мы, тоже где-то работали или имели спонсорскую поддержку.
— Вы переехали с площади Ленина на Тельмана. Когда и почему?
— Пять лет там, пять лет здесь. Там было старое помещение, дореволюционное. Так как ремонтировать его особо никто не собирался, мы переехали сюда. В ремонт мы здесь почти не вкладывались, здесь было практически готовое помещение. Только перевезли вещи, принесли столы и стулья.
— Откуда название «Убежище»?
— Это интересная история. На месте, где мы арендовали первое помещение, была швейная фабрика, рядом располагалось здание управления культуры, а в подвале когда-то было настоящее убежище. Мы решили отразить это соседство в нашем названии — фабрика культуры «Убежище». Фабрика, где «производится» культурный контент. И слово «убежище» — мне оно нравилось само по себе. Потому что это место, куда можно убежать от серых будней, проблем и забот. Сейчас редко кто произносит полное название, в основном говорят просто «Убежище», а чаще — «Убега» или «Убежка».
— Что за люди к вам приходят?
— К нам приходят самые разные люди, начиная от детей среднего школьного возраста, заканчивая пенсионерами. Здесь любой может отвлечься от суеты, провести какой-то праздник, найти единомышленников. Мы интересны людям, которые хотят провести досуг культурно, интеллектуально, узнать что-то новое о мире, о себе и других. Иногда, конечно, заглядывают случайные люди, которые «мимо проходили». Но в основном к нам приходят творческие люди, студенты, интеллигенция, хотя бывают и рабочие, например сварщики, слесари.
— Кто у вас здесь работает?
— Из персонала здесь только я. Саша мне помогает, плюс есть еще добровольные помощники, волонтеры.
Мы были первые в Энгельсе. После нас было еще несколько антикафе, но они не проработали и года. Люди думают, что это бизнес, который принесет им много денег. Но на самом деле этим сложно заниматься в маленьком городе. Даже если делать это по правилам ведения бизнеса, то всё равно маржинальность будет невысокая.
Мы держимся на энтузиазме и поддержке наших постоянных гостей. И нас, и гостей заряжает наше личное отношение, мы просто любим то, что делаем. Например, наше хобби — настольные игры, поэтому мы с удовольствием изучаем правила, следим за новинками. У нас самая большая коллекция настольных игр среди всех антикафе в Саратовской области: в данный момент для игротек доступны больше двухсот настолок. Они не просто стоят на полках, мы рассказываем правила игр, можем сыграть с гостем, если он этого захочет.
Еще одна особенность — это разнообразие мероприятий. Конечно, тут можно посидеть и тебя никто трогать не будет. Но можно провести время весело и с пользой. Мы пробуем новые форматы, и то, что «заходит», оставляем на постоянной основе.
Сейчас помимо игротек мы проводим «свободный микрофон», квизы, «квартирники», мастер-классы, встречи с психологами, гвоздестояние, книжный клуб и многое другое.
У кого-то это работает по-другому. Он просто открывает двери и говорит: приходите и делайте, что хотите. Наверное, в городах покрупнее это работает, даже не в Саратове. Но не у нас, у нас людей нужно немножко трясти и говорить: вот, смотрите, как можно.
— Вы пробовали делать коллаборации с производителями еды?
— Пробовали, но им это не очень интересно. Как правило, предоставляли какую-то скидку на заказы, и всё.
Наша главная фишка — это человеческое общение, мы часто становимся друзьями с нашими постоянными посетителями.