Двое жителей Саратовской области пытались обжаловать в Первом кассационном суде общей юрисдикции приговор за удержание Екатерины Сучковой в заложниках на протяжении трех лет.
Усуб и Чаркяз Садояны разводили на своем участке рогатый скот. В 2016 году они познакомились с 19-летней безработной девушкой. Однако отсутствие работы было меньшей ее проблемой, у нее отсутствовал паспорт.
Мужчины предложили Кате работать у них на приусадебном хозяйстве, за еду, жилье и 10 тысяч рублей ежемесячно. Устная договоренность практически сразу была нарушена: девушка не только не получала деньги, но и жила в сарае. Это помещение, кстати, было разделено на две части деревянной перегородкой: в одной части жили рабочие, в другой — скотина.
Заложница не раз пыталась сбежать из рабства, но Садояны ее попытки пресекали. За проступки и попытки побега девушку били и угрожали, что избиения продолжатся, если она будет сбегать от «работодателей».
Екатерине приходилось дробить зерно, выгуливать и кормить скот, доить коров, вывозить навоз.
В суде Сучкова рассказала, что она воспитывалась в детском доме, а затем училась в саратовском училище-интернате для инвалидов. Там она жила в общежитии. После окончания техникума саратовчанка пыталась устроиться на работу, но, потеряв паспорт, официально устроиться она не могла.
Усуб Садоян встретил Катю у ТЦ «Хеппи Молл». Там он и предложил ей работу, но что нужно делать и сколько будет платить, не рассказал. Правда, он обещал, что если деятельность ее не устроит, то он вернет новую знакомую обратно в город.
По дороге до места «работы» Садоян расспрашивал девушку о родителях, документах и доме.
Рабочий день девушки начинался в четыре часа утра. В это время она просыпалась и шла доить коров. Когда их выгоняли на пастбище, она убирала за быками, готовила скотине еду. В течение дня она вывозила навоз. Заканчивала работать она около 23 часов.
По окончании первого месяца работы Сучкова попросила обещанные ей 10 тысяч рублей. Но оба Садояна ответили отказом, мол, еда и кров, по их мнению, достаточная плата за ее труд.
Она и другие рабочие питались в сарае. Кормили всех два раза в день картошкой и слипшимися переваренными макаронами. Иногда давали мясо от дохлой скотины. «Рабыня» просила поменять рацион, но ее вновь проигнорировали.
Живущие с ней другие рабочие получали за свою работу алкоголь и сигареты, часто напивались. Потерпевшая не пила.
В октябре в сарае стало холодно, девушка начала простывать. Тогда же она совершила первую попытку побега к подруге в деревню Тепловка. При этом фермерское хозяйство действовало в Клещевке.
Сбежать Катя смогла в 2019 году. Ей помогли двое мужчин, которые тоже «трудились» в хозяйстве.
В августе 2019 года на ферму устроился мужчина для строительных работ. Ему Садояны обещали платить по 27 тысяч рублей. Чуть позже он узнал, что никто из рабочих не получает деньги, а удерживают их «работодатели» спиртным. Никто не сопротивлялся, потому что все они были бездомными. Документов у них не было, а бежать они не пытались, потому что, как и девушка, были запуганы.
Она же рассказала своему знакомому, что в селе Клещевка много курдов, которые дружат между собой. К тому же проживают там и родственники Усуба и Чаркяза Садоянов.
Узнав об этом, мужчина вызвался помочь Екатерине. В ноябре 2019 года он на попутной машине приехал к знакомому, где рассказал о девушке, содержащейся в рабстве. Тот обещал помочь.
Приехали за ней в декабре. Когда мужчина привел девушку, то водитель увидел, что на ней не зимняя одежда, а тонкая куртка из плащевой ткани, тонкая шапочка, кроссовки, она была вся грязная, в навозе, ее внешний вид был в запущенном состоянии, очень дурно пахла, волосы были свалявшимися, взлохмаченными.
Через некоторое время после их отправления от дома Садоянов, Усуб и Чаркяз отправились за беглецами в погоню. На светофоре на проспекте Строителей в Саратове они их нагнали, заблокировали проезд и стали бить по машине битой и металлической трубой.
Они дергали заблокированные двери авто так сильно, что отломали ручки дверей. Но рабыню они так и не получили, потому что беглецам удалось скрыться.
Ленинский районный суд 27 января 2023 года вынес злоумышленникам приговор, признав их виновными. Их приговорили к девяти годам лишения свободы и ограничению свободы в течение двух лет. Саратовский областной суд оставил решение в силе.
— В кассационных жалобах осужденные и их защитники обжаловали вынесенные судебные акты как незаконные и необоснованные, просили их отменить и принять по делу новое решение, указывая, что выводы суда о вине Усуба Чаркяза Садоянов основаны на противоречивых и не соответствующих действительности показаниях как самой потерпевшей, так и показаниях свидетелей, — сообщает пресс-служба первого кассационного суда.
Однако инстанция, проверив доводы жалоб, решила иначе. В итоге приговор Ленинского районного суда был оставлен без изменения.
Адвокаты настаивают на невиновности Садочнов. Защитник Чаркязы Садояна Светлана Писакина говорит, что в семье к Екатерине Сучковой относились хорошо, в материалах дела есть фотография, на которой Катя в красивом наряде запечатлена с родственниками Садоянов.
— Когда ей показали фото, она сначала сказала, что это не она. Потом, видимо, с ней кто-то поговорил, объяснил, какие нужны показания, она признала себя. Но объяснить, как она оказалась на семейном фото в таком случае, не смогла. Суд ничего из этого во внимание не принял, — пояснила адвокат.