Саратовский областной суд 20 ноября вынес приговор Сергею Халатяну и Аслан-Гирею Бекову за вымогательство и занятие высшего положения в преступной иерархии. Первый, находясь в исправительном учреждении, получил статус «положенца», а второй — «смотрящего».
Как сообщили в прокуратуре Саратовской области, в середине 2020 года 43-летний Халатян получил криминальный статус «положенца» (человек, назначенный «вором в законе» и принимающий решения в его отсутствие). С этого момента до января 2022 года он руководил осужденными, придерживающимися криминальных понятий: наделял властными полномочиями, вводил запреты и ограничения, инициировал нарушения режима, организовывал сбор и распределение денежных средств.
Позднее он и назначил Бекова «смотрящим».
164.RU узнал, за что мужчины попали в пенитенциарное учреждение изначально.
Халатян попал в колонию в 2018 году. Он вместе с четырьмя подельниками был осужден за вымогательство 20 миллионов рублей и поджог Toyota Land Cruiser предпринимателя Андрея Смирнова.
По версии следствия, у Сергея Халатяна и Алика Халатяна появился умысел на вымогательство 20 миллионов рублей, которые ООО «Эффин групп» задолжало ООО «Техно информ системы». Об этом мужчинам сообщил представитель кредитора в приватной беседе. Он же попросил их свести его с руководителем компании-должника для урегулирования долга.
В итоге 1 августа мужчины встретились с руководителем «Эффин групп», убедили его, что действуют в интересах «Техно информ системы» и потребовали 20 миллионов рублей. Однако «должник» выполнять требования Халатянов отказался, так как им он ничего должен не был.
В ответ на это на мужчину посыпались угрозы. На следующий день Сергей позвонил «должнику» и поинтересовался, готов ли тот передать деньги. В этот раз Халатян также не получил положительный ответ.
На следующий день Халатяны стали ездить за руководителем «Эффин групп» на своих BMW и Mercedes-Benz, чтобы создать психологическое давление. К тому же чтобы доказать серьезность своих намерений мужчины подожгли Toyota Land Cruiser 120 (Prado). Автомобиль, к слову, принадлежал ООО «Современная строительная техника», а не непосредственно потерпевшему. Правда, сделали они это руками своего знакомого.
В суде потерпевший рассказал, что Халатяны представлялись не своими именами и заявляли, что выкупили долг компании «Эффин групп».
В итоге Алика суд приговорил к 10 годам, а Сергея — к 8,5 года лишения свободы.
СМИ писали, что при задержании Сергей Халатян вел себя дерзко и говорил, что знаком с тогдашним зампрокурора Волжского района Саратова Дмитрием Журавлевым.
Криминальный путь Аслан-Гирея Бекова начинается в Северо-Казахстанской области. В 2008–2009 годах он проходил там по уголовному делу, совершенному в декабре 2006 года в селе Белом. Правда, он был не единственным фигурантом. С ним на скамью подсудимых попали его братья — Харон и Магомед.
Мужчин обвиняли в том, что они истязали, резали и пытали фермера Александра Старинова и его супругу. Последняя скончалась от полученных ран, а предприниматель чудом выжил. На телах потерпевших были найдены следы от порезов ножом, следы от уколов вилкой, бензин. На этом нападавшие заработали 1,03 миллиона тенге — по курсу 2006 года это примерно 47,7 тысячи рублей.
Примечательно, что Харон работал в полиции. Он служил старшим сержантом управления специализированной службы охраны ДВД Северо-Казахстанской области.
Его коллеги установили, что Беков в ночь преступления пытался создать себе алиби — вышел на дежурство на склады.
К моменту, когда преступление раскрыли, братья Аслан-Гирей и Магомед через Костанай вернулись в Ингушетию. Когда братья вновь вернулись в Казахстан, то их поймали и отдали под следствие.
Однако изначально суд признал уголовное дело в отношении братьев недействительным. Дело в отношении них выделили в отдельное производство.
Впрочем, 20 июля 2009 года Северо-Казахстанский областной суд приговорил Аслан-Гирея к 19 годам лишения свободы. Постановлением Верховного суда Республики Ингушетия от 13 августа 2015 года приговор в отношении Бекова был принят к исполнению в России. Срок ему менять не стали, он должен был «досидеть» свои 19 лет.
Отбывая наказание, Аслан-Гирей пытался оспорить условия содержания, настаивая на приведении приговора в соответствие с действующим законодательством. С этим ходатайством осужденный дошел до областной инстанции, однако там посчитали, что условия содержания Бекова в исправительном учреждении справедливы и обжалованию не подлежат.