Ничто не вечно под луной, и скульптуры со временем разрушаются. Но поскольку многие из них — объекты культурного наследия РФ, то о сносе их не может быть и речи. Не ломать, а реставрировать — такова судьба скульптур. Недавние обновления коснулись и саратовской администрации: завершена реставрация скульптурной группы над входом в здание. Скульптор-реставратор Владимир Гайнутдинов рассказал о сложностях в работе и привел в пример лучшие памятники Саратова.
— Проделана многоэтапная сложная работа, восстановлены недостающие детали вместо утраченных. Здание является объектом культурного наследия регионального значения, поэтому начинать нужно было с проекта, который требовал глубокого анализа. В ходе работы выявилось много разрушений внутри скульптур. Например, одна из фигур — мальчик, сидящий в центре, потерял килограмм 20, ему требовался новый каркас головы. В целом потребовалось полтора месяца, чтобы вернуть скульптуры к жизни.
Разрушения — дань времени, говорит специалист. По-хорошему, памятники нужно ставить на спецобслуживание и хотя бы раз в 5 лет проводить инспекцию, выполнять работы по их сохранению.
— У меня был объект в Озинках, с виду целый. Но верхняя часть скульптуры сохранилась только потому, что ее красили каждый год. Внутри почти пустая, она держалась на краске. Хотя фактически краска со временем портит скульптуру. Если наносишь 20 слоев, получается уже не скульптура: глаза замыливаются, губы, носы, всё превращается в обмылок. Мы ездим на машинах и ухаживаем за ними, проходим техосмотры, так же и тут. Допустим, тот же Ленин из бетона: надо снять старую краску, пройтись водоотталкивающим составом, подкорректировать цвет. Если скульптура бронзовая, защитить ее отдельными химическими составами. В каждой префектуре хорошо было бы иметь своего скульптора и реставратора. Не просто дядя Вася пришел и говорит: «А вот мне сказали покрасить — я покрасил». Нужно правильно уметь сохранять, готовить к осенне-зимнему периоду.
— А памятник Ленину, который на Театральной площади, нуждается в реставрации?
— Он прекрасен. Стоит, покрывается естественной патиной — это такой зелено-голубой налет на меди и ее сплавах. Ленин сделан из бронзы, этот сплав меди — стратегический материал, очень прочный и крепкий. Единственное, что может плохо повлиять на Ленина, — птички. Его нужно мыть от этих окислов, а потом хорошенько покрывать той же патинкой. Для скульпторов патина имеет особое значение, это признак благородства. Многие, например, были против реставрации «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. Его очистили, помыли, он заблестел. Но это уже не скульптура. Скульптура должна быть в потеках, благородной патине.
— В Саратове есть идеальный памятник?
— Есть одна скульптура, выполненная по всем канонам и занесенная во все международные реестры, — это памятник борцам революции 1905 года, скульптура рабочего в стиле конструктивизма. Когда приезжают специалисты из Москвы, я обязательно ее показываю. Всё выполнено идеально, правильно организовано пространство. Стоит с 20-х годов прошлого века, и, как видите, ничего с ней не случилось.