С августа председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин говорит, что в Саратове может быть воссоздан авиационный завод. Крупное предприятие, выпускавшее самолеты Як-42, существовало в Саратове до 2012 года, именно тогда завод был окончательно ликвидирован. Процедура банкротства завершилась в 2010 году. Однако не все знают, что «у нас есть свой авиазавод дома», до сих пор действует хотя и не юридический, но правопреемник САЗа — ООО завод «Сокол» ЗАО «САЗ». Оно расположено в одном из корпусов бывшего авиазавода и работает на авиацию. Расскажем о нем в рамках серии о неочевидных саратовских предприятиях.
Миллионы боеприпасов
ООО завод «Сокол» ЗАО «САЗ» (это полное название) было создано еще в 1996 году, когда авиазавод функционировал и, возможно, уже не так активно, как в советское время, но всё же выпускал самолеты.
На сайте предприятия сказано, что бывший филиал является правопреемником Саратовского авиационного завода.
«Квалификация наших управленцев, инженерно-технических работников, рабочих, участвовавших в выпуске и эксплуатационном сопровождении высокотехнологичной авиационной техники: самолетов Як-42, Як-40, Як-38, оборонной продукции, позволяют решать нам самые сложные задачи, изготавливать самую сложную продукцию, осуществлять эксплуатационно-техническое сопровождение, ремонт, как компонентов, так и самолетов Як-42, изготавливать продукцию по индивидуальным заказам, — написано на главной странице. В остальном сайт довольно скудный, почти никакой полезной информации для пользователя нет.
Сейчас основной вид деятельности ООО по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — производство оружия и боеприпасов. Видимо, поэтому последняя открытая финансовая отчетность завода датируется 2021 годом. В сентябре 2022 года постановлением Правительства РФ доступ к бухгалтерской отчетности организаций был ограничен, если они включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Впрочем, для того чтобы иметь понимание, что происходит за дверьми предприятия в центре Заводского района Саратова, нас удовлетворят и более ранние сведения.
Согласно официальным данным, в 2021 году выручка ООО завод «Сокол» составила 57,9 миллиона рублей. Не слишком много, чтобы считаться лидером рынка, но это всё же чуть больше, чем годом ранее, — 56,2 миллиона рублей. Это более-менее стабильный объем годовых поступлений на счета ООО, если не брать в расчет 2016-й, когда произошел скачок до 117 миллионов рублей, и 2008 год — до 155 миллионов.
Чистая прибыль в 2021 году — 3,9 миллиона рублей. Это тоже более-менее стабильная цифра.
Станция техобслуживания
На чем «Сокол» зарабатывает. Как и в случае с ОАО «Завод Проммаш», о котором мы писали ранее, в открытых источниках есть только государственные контракты, по которым мы получаем общее представление о том, из чего состоит хозяйственная деятельность предприятия.
В 2017 году ООО выиграло двухгодичный контракт с Министерством обороны РФ на ремонт авиационных управляемых ракет Р-27 (баллистическая ракета средней дальности) стоимостью 122,6 миллиона рублей. В том же году АО «Смоленский авиационный завод» заказал саратовскому предприятию «аппараты летательные и космические и соответствующее оборудование» на 9,6 миллиона рублей. Тогда же авиакомпания «Ижавиа» заключила с «Соколом» договор на «сопровождение эксплуатации», а попросту техобслуживание, самолетов Як-42Д, которые выпускались на САЗе. Стоимость контракта — 500 тысяч рублей.
В 2016 году Минобороны заказало в Саратове переоборудование управляемых ракет Х-25МП в вариант Х-25МЛ за 24 миллиона рублей. Но договор был исполнен только в этом мае. За 20 миллионов рублей на «Соколе» ремонтировали управляемые ракеты типа Х-58У для Минобороны. Исполнение контракта тоже в 2024 году.
Итак, можно сделать вывод, что на «Соколе» занимаются техобслуживанием Яков и ремонтом и переоборудованием всякого летающего вооружения.
Петра творенье
С 2018 года ООО завод «Сокол» ЗАО «САЗ» единолично владеет Татьяна Овчинникова, супруга умершего в 2017 году Александра Овчинникова, которому принадлежал завод с 2012 года. До этого в течение 10 лет происходила чехарда собственников: в состав учредителей входили то ООО «ЮК Фемида-Саратов» Татьяны Айрапетян, то ЗАО САЗ-2, учредителями которого успели побывать Алексей Красильников, Алексей Камышов, Андрей Голдобин и Александр Тугушев, то снова Александр Овчинников, то опять ООО «ЮК Фемида-Саратов».
В свое время «ЮК Фемида-Саратов» оказалась замешана в истории с земельным участком на саратовской набережной. Компания приобрела его и планировала построить торговый центр возле гостиницы «Словакия», но сделать этого не смогла, участок пришел в запустение. В итоге после череды судов участок отошел в госсобственность, сейчас на нем Сквер Петра I.
В свою очередь, директору ООО Валерию Чубукину принадлежало 4,66 гектара бывшего аэродрома саратовского авиазавода.
В любом случае последние 12 лет можно говорить, что завод «Сокол» находится в одних руках с некоторыми нюансами.
Восстановим завод
Что касается восстановления авиазавода. Сейчас здание «Сокола» активно восстанавливается и видно, что работы ведутся уже не первый день. Явно они начались задолго до того, как Володин объявил, что представители Ростеха осмотрели участок земли возле этого предприятия и согласились строить на нем авиазавод.
Не исключено, что принципиальное решение уже принято и давно, однако на момент публикации в ГК «Ростех» не ответили на запрос 164.RU о том, когда будет строиться предприятие, что оно будет производить и каков объем инвестиций.
Судя по кадастровой карте, земля, на которой он может быть построен, поделена на 15 участков стоимостью от 7,5 до 230 миллионов рублей. Назначение большинства из них — производственные помещения. Площадь самого большого и дорогого — 99,6 тысячи квадратных метров. Спикер Госдумы говорил, что пустуют 222 гектара территории бывшего авиационного завода.
— Для Саратова это огромная возможность развития не только в авиастроении, но и в воссоздании авиационного техникума. Это рабочие места, ну и конечно, возрождение авиационного завода, — объявил Володин во время визита в Саратов 12 сентября.