Экономика Кризис-2024 эксперт «Подорожает всё, но в разной пропорции». Экономисты рассказали, что будет с ценами

«Подорожает всё, но в разной пропорции». Экономисты рассказали, что будет с ценами

Инфляция не обойдет стороной даже стоимость сезонных овощей

Эксперты объяснили, почему нам всем стоит ждать повышения цен

Россиянам стоит ожидать новый виток роста цен. Произойдет это, как рассказали экономисты, не сразу, но коснется каждой сферы жизни — инфляция не пощадит даже сезонные овощи.

Почему даже собственное производство не спасет нас от повышения цен — в материале MSK1.RU.

«У нас до трети импортных товаров в магазинах»

Начнем с очевидного: из-за санкций ввоз импортных товаров всё еще требует больших затрат, объяснил кандидат экономических наук и аналитик Николай Кульбака.

— Сложности доставки из-за границы никто не отменял, и проблемы с валютой тоже, — рассказал экономист.

Кажется, будто «импорт» почти пропал вместе с санкциями, но это, конечно, не так.

— У нас до трети импортных товаров в магазинах. Не всегда на товарах написано, что это импорт, — объяснил Николай Кульбака. Он также подчеркнул, что непродуктовый рынок тоже ждет рост цен.

Импортных овощей и фруктов у нас очень много. Смартфоны мы не производим, технику компьютерную мы тоже практически не производим, ширпотреб возится из Китая. У нас достаточно большой объем потребляемых импортных товаров.

С оценкой в «треть» согласны не все: заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов, к примеру, подчеркнул, что доля импортных продуктов на прилавках сильно варьируется.

— Бананы, сами понимаете, полностью импортные. Помидоры — достаточно большая доля импорта. С огурцами доля небольшая, но есть. Всё зависит от сезона, колебания от нуля до ста, — заявил экономист Дмитрий Белоусов.

А свое производство почему дорожает?

Если с импортом ситуация понятна, то здесь следует рассмотреть несколько факторов, влияющих на ценообразование продуктов, которые производятся в России. Заместитель генерального директора ЦМАКП Дмитрий Белоусов подчеркивает, что сезонное снижение цен на овощи и фрукты мы уже почти прошли.

Уже начинается рост цен на овощи. Они провалились, когда было время урожая, сейчас этот период закончится — где-то он уже завершен, где-то осталась еще неделя-две. Огурцы, например, уже активно дорожают.

Теперь, как считает Белоусов, Россия оказалась в «фокусе трех проблем»:

  1. Повышение заработной платы на производстве.

  2. Попытка приравнять внутренние цены к ценам на экспорт за границу.

  3. Попытка замедлить инфляцию.

Но обо всем по порядку.

Зарплаты растут? Но не у меня!

Дело идет о повышении зарплат на производстве. Директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев подчеркивает, что в нынешних условиях производство соревнуется за кадры.

Можно в армию пойти за 200 тысяч в месяц, и, соответственно, конкуренция за сотрудников, в том числе в сфере военно-промышленного комплекса, достаточно высока сейчас.

Повышается зарплата работников производства — значит, производить становится дороже. Это, в свою очередь, ложится на покупателей.

Причем ситуация характерна не только (и не столько) для производства продуктов — «волна» пошла по всей промышленности.

Дорожать будет всё, потому что дорожает транспорт, растет заработная плата во многих отраслях, а это затраты на производство… Поэтому дорожать будут все товары потихонечку.

А экспорт здесь при чем?

Как объяснил заместитель генерального директора ЦМАКП Дмитрий Белоусов, Россия как крупный экспортер зерна и менее крупный поставщик свинины на мировой рынок пытается повысить внутренние цены на эти товары до мировых.

— Экспортеры смотрят на цены мирового рынка, умножают на калькуляторе на валютный курс и думают, что хорошо бы внутренние цены подтянуть вот к этому значению, — рассказал экономист.

Плюсом ко всему активный экспорт так или иначе создает некий дефицит на внутреннем рынке: больше продал зерна за границу — меньше осталось для внутреннего потребления.

Попытка замедлить инфляцию дает обратный эффект?

Этот феномен стоит рассмотреть отдельно. В классическом понимании экономики как науки повышение ключевой ставки — один из способов замедления инфляции. Работает это так: чтобы сократить спрос на продукты и удержать цены на них, правительство повышает ключевую ставку, которая делает кредиты менее выгодными для населения.

Люди и компании берут меньше кредитов, меньше тратят, и цены держатся на прежних уровнях: они не повышаются, чтобы люди имели возможность покупать товары.

Однако обратная сторона этой монеты — подорожание ввозимых (не только зарубежных, но и внутренних) товаров, объяснил заместитель генерального директора ЦМАКП Дмитрий Белоусов.

С повышением самой ставки дорожает аренда машин, которая «идет» за ставкой, дорожает лизинг. Это значит, дорожает логистика.

Логистика, в свою очередь, влияет на всё, и тут играют роль также масштабы страны. Чтобы перевезти астраханские помидоры в Москву, нужны машины, а их эксплуатация неизменно дорожает.

Заместитель генерального директора ЦМАКП Дмитрий Белоусов подчеркнул, что это не главный фактор роста цен, но «сказать, что такого нет, было бы неверно».

А бензин куда «поедет»?

Некоторые экономисты называют «сезоном спроса на бензин» лето. Логика такая: люди ездят в отпуска и больше пользуются машинами. Согласно этой точке зрения, осенью спрос падает, и чтобы не упала прибыль, приходится повышать цены.

Однако далеко не все согласны с этой логикой: экономист Дмитрий Белоусов подчеркивает, что в сезон урожая потребление бензина по сравнению с летом меньше не становится. Да, количество машин становится меньше, но «легковушки» заменяются грузом, а они, в свою очередь, тратят топливо еще активнее. Разница между летним и осенним спросами на бензин незаметна и потому не может влиять на цену.

Что действительно может приводить к увеличению цен — это ограничения на вывоз нефти. Оно вводится с целью не допустить дефицита нефти в сезон спроса.

— Правительство временно ввело эмбарго на вывоз нефтепродуктов, чтобы обеспечить наполнение внутреннего рынка. Если вы, допустим, вывезли тысячу тонн бензина из региона, то у вас в этом регионе становится меньше бензина при том же спросе, — подчеркнул экономист Дмитрий Белоусов. — И если во время большого спроса на бензин еще и вывозить [нефть], будет дефицит.

Эмбарго на вывоз нефти, как рассказал экономист, ввели до конца осени. Что будет с ценами на бензин зимой, предсказать трудно.

Если резюмировать, конкретные цифры «подорожания всего» экономисты не называют, но сходятся во мнении, что речь идет о небольшом, но неизбежном росте.

Готовы ли вы к очередному повышению цен?

Да, денег и запасов хватит
Кажется, я справлюсь
Нет, уже итак почти обнищал

Ранее мы рассказывали, почему новый урожай не уронил цены на овощи и что будет дальше. Наши коллеги из «Фонтанки» тем временем сравнили цены на продукты со значениями начала 2022 года — посмотрите, насколько именно выросли в цене товары за два с половиной года экономических потрясений. Почитайте также об индексации пенсий в России со следующего года: кто станет получать больше и, главное, на сколько.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления