В преддверии 1 сентября насущная тема для всех родителей переросла в скандал: мамы учеников стали жаловаться, что в школьных чатах их принуждают покупать форму и аксессуары к ней в определенном месте. «Обращаем ваше внимание, что школьную покупаем только в данном магазине!» — именно в такой повелительной форме идет рассылка сообщений родителям от классных руководителей. Люди пишут, что магазин и администрация школ в сговоре, делятся друг с другом выручкой, а у них не остается свободы выбора кроме как покупать одежду втридорога. Корреспондент 164.RU разбиралась в школьном вопросе.
Сначала в стране шли долгие дебаты о том, нужна ли единая школьная форма в принципе, не лишает ли она детей стремления к самовыражению и прочих свобод. Распри немного улеглись с помощью ст. 38 ФЗ «Об образовании в РФ», где указано, что школа может прописать в своем уставе или положении требования к школьной форме: ее вид, цвет, фасон, знаки отличия. Причем в решении этих вопросов могут участвовать и ученики, и их родители. Где-то посчитали, что достаточно классики «белый верх — черный низ», в других заведениях предпочли полное обмундирование, уникальное для конкретной гимназии или лицея.
«Надоел этот произвол»
Беда пришла откуда не ждали: родителям стали навязчиво рекомендовать, где именно покупать школьную форму. И если раньше люди молчали, то в этом году возмутились, ибо всем покоя не дает один и тот же магазин в Саратове. Так, например, родители учеников одного из лицеев в этом году получили рассылку, которую успели заскринить и опубликовать на всеобщее обозрение:
«Добрый день, уважаемые родители! Доводим до вашего сведения, что с 8-го класса вводится единая школьная форма. Школьную форму все учащиеся 8-х классов приобретают в одном магазине: „SkyLake“. <…> Уважаемые родители! Еще раз обращаем ваше внимание, что школьную форму покупаем только в данном магазине. При обращении необходимо сказать, что ребенок обучается в нашем лицее. Для вас сделают скидку 20% от стоимости покупки. Подтвердите, пожалуйста, получение данной информации».
На данный момент, по сообщению родителей, которые соглашаются общаться только на условиях анонимности, так как боятся, что в школах детям будут «мстить», классные чаты закрыты, его участники удалены. «Полагаем, что идет „зачистка“ чатов от сообщений о взносах и требованиях к покупке формы в SkyLake», — говорят они. На вопрос о том, что могло бы быть за «непослушание», отвечают:
— Теперь, наверное, уже ничего из-за огласки, хотя много пишут, что это фейк и провокация. Надоел этот произвол, с этими поборами, а теперь еще и условием покупки формы. Мы не против формы, но не к принуждению покупки в определенном месте. <…> Возмущает поведение администрации лицея, открыто лгут про цвет формы, да, она синяя, но только до 8 класса, и обвиняют родителей в клевете, — рассказала мама одного из учеников саратовского лицея.
Как выяснилось из разговоров с другими родителями, в магазине шьют форму для определенных саратовских школ, там же заказываются шевроны:
— Для начальной школы покупка формы там обязательна, у одного из классов даже есть определенная модель. Мой ребенок уже старше. Нам просто рекомендовали покупку черного жилета, желательно там, но не обязательно. А покупать шеврон обязательно только там. Когда я приехала в конкретный магазин за шевроном, мне сказали, цитирую «Формы черного цвета пока нет, т. к. из вашей школы только сегодня позвонили и сообщили о цвете. Начали для вас отшивать. Можете пока что взять шеврон за 250р». Это было недели 2-3 назад. Даже есть скриншот сообщения завуча для старших классов 5-11 касаемо шевронов, где она пишет конкретный адрес данного магазина. Когда мы учились в «началке», к нам в класс приходил представитель магазина с брошюрами и было сказано покупать именно там! А это было лет 5 назад. Поэтому данная история с этим магазином не первый год! — говорит другая мама.
После того как информация разошлась по соцсетям, оказалось, что проблема с навязываемым магазином школьной одежды существует не только в одном из лицеев. Мамы учеников из других школ также рассказывали, что представители магазинов регулярно появляются на родительских собраниях и призывают одеваться у них, а при покупке надо назвать имя и фамилию учителя. Однако этот магазин в Саратове не единственный, где администрации школ рекомендуют одеваться. Кого-то даже «заставляют» делать индивидуальный пошив в конкретных ателье. Многие родители пишут, что данные действия незаконны и советуют с подобным бороться.
— Еще в 2014 году дочь пошла в первый класс. Тоже команда была покупать только в «Детском мире» определенную фирму. И все шли на поводу, пока не нашлась злая мама, которая обратилась в прокуратуру. Лавку прикрыли. Стали одеваться кто где может и по своему карману. И не надо бояться, что будут гнобить ребенка. Соберитесь группой единомышленников, — посоветовала одна из мам.
Агрессивный маркетинг
В администрациях школ жалобы родителей не комментируют. Так, директор МОУ «Лицей № 2» Саратова, информация о котором появилась в соцсетях неделю назад, Елена Седова сказала 164.RU, что заявления родителей — неправда.
— Такого быть не может, никто не заставляет. Но давать комментарии я не буду, — заявила руководитель учебного заведения.
В администрации Саратова поспешили выступить с оправдательным заявлением:
— Место покупки либо пошива формы родителями определяется самостоятельно. Администрация лицея не требует покупки школьной формы в указанном магазине. Руководство общеобразовательного учреждения не обязывает приобретать одежду конкретных марок, брендов и в точках продажи. Родители самостоятельно принимают решения, — сказали в мэрии.
Корреспондент 164.RU отправилась в тот самый скандальный магазин. На момент визита продавцов там было больше, чем родителей, а атака на покупателя началась с самого порога: «Что интересует? Какой пол/рост ребенка?» Ответ: «Да я просто посмотреть» — звучал как оправдания первоклассника перед директором. Но надо отдать должное: разнообразие школьной формы, богатый размерный ряд и выбор аксессуаров присутствовали. Ценовая политика не запредельная, а в духе нынешнего времени.
По самым скромным подсчетам одеть ребенка к школе в среднем обойдется в 15-20 тысяч рублей, если собирать один школьный комплект. Теоретически можно поискать одежду на вещевом рынке или по скидкам на маркетплейсах — возможно, выйдет дешевле и получится уложиться в «десятку». Но дороговизна школьных нарядов потрясает воображение в целом. Для сравнения мы отправились в Крытый рынок и зашли еще в пару модных магазинов по дороге. Понятное дело, что в модных магазинах было еще дороже — только одно школьное платье уже стоило 10 тысяч рублей, однако если проконсультироваться, то можно подыскать и за 6000. Зато ни одного покупателя и абсолютно ненавязчивый сервис: продавцы здоровались и улыбались в готовности помочь, если понадобится.
«Я делаю свою работу»
Мы связались с администратором магазина, к которому у саратовцев больше всего претензий, Ириной Шлычковой.
— Никто никого не принуждает одеваться именно у нас, информацию просто перевернули и неправильно поняли. Это мог сделать кто-то из недовольных покупателей, кому, например, что-то не подошло по размеру, — ответила Ирина. — Мы просто информируем людей, что работаем круглый год. Я лично объезжаю все 111 саратовских школ и прихожу на те родительские собрания, к которым меня допускают. 8 августа было последнее собрание. Так делаю не только я, но и представители других магазинов. Мы раздаем листовки — это нормально, это дополнительная информация для тех, кому она нужна. К нам может прийти любой человек и, если ему что-то не понравится, отправиться в другой. А мне уже зачем-то приписали родственные связи с чиновниками, с которыми я в сговоре. Но, извините, я сама не саратовчанка, а из Камышина, живу здесь всего лишь шесть лет на съемной квартире и просто выполняю свою работу. Я такой же наемный работник, как и вы.
На вопрос, почему покупателей из определенного лицея заманивают скидкой, ответ был такой же: «Просто неправильно поняли».
— Я не могу давать скидки самостоятельно, они идут тем, кто установил наше приложение. Покупатели показывают приложение на кассе. На родительских собраниях мы рассказываем об этом. Это такая работа — информировать население, как говорится, реклама — двигатель торговли, — подытожила администратор.
Куда бежать
В министерстве образования Саратовской области ответили, что комментарии на данную тему пока не дают. Но в ведомство уже поступил список образовательных учреждений, где навязывают покупки в определенных магазинах. Проверкой конкретных школ занимаются профильные отделы районных администраций, и если у кого-то есть претензии — стоит обращаться туда.
Еще один вариант — жаловаться в прокуратуру.
— Подобная деятельность в образовательных учреждениях подпадает под действие ст. 5.57 КОАП «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций», — сообщили в пресс-службе прокуратуры Саратовской области и добавили, что подать жалобу можно на официальном сайте ведомства.