В этом году общеобразовательная школа деревни Юрловка Саратовской области идет на рекорд: впервые за несколько лет количество учеников выросло с 9 человек до 17. Самым большим оказался первый класс: в нем будут обучаться сразу четыре девочки. В остальных классах — по одному-два школьника. Всего население деревни составляет 309 человек. Мы съездили в живописное село, чтобы отпраздновать День знаний и узнать чаяния и надежды одной из самых малокомплектных школ региона.
Из Саратова в Юрловку путь неблизкий, но и недалекий: чуть больше часа. На границе с Лысогорским районом поворот и еще несколько километров полей. Село расположено в низине рядом с грядой лесных холмов. Первая проблема, с которой пришлось столкнуться — по понедельникам и четвергам рейсовые автобусы туда не ходят. Но для местных жителей это не беда, они научились подгадывать время и дела, чтобы успеть всё сделать по расписанию.
Подготовка к началу учебного года шла вовсю: нарядные учителя встречали детей и их родителей, радостно гремела музыка, переливались красками разноцветные воздушные шары. Нас встречает директор школы Валентина Белова. Она проводит небольшую экскурсию. Правое крыло учреждения занял детский сад: сейчас в нем 10 ребятишек от 2-х до 6,5 года. У него отдельный вход — всё, как положено. Начальная школа расположена на первом этаже.
— Зато нет очередей ни в садик, ни в школу, — делится Валентина Геннадьевна. — Сегодня в первый класс идут четыре девочки, по сравнению с прошлыми годами это прорыв. Я рада, что в Год семьи у нас такое пополнение, все девочки из полных семей. Значит, воспитанием занимается как мама, так и папа. Это важно.
Для удобства родителей в этом году открывается группа продленного дня. Самое большое количество жителей в селе Юрловка приходилось когда-то на советское время — порядка 450 человек. Семьи были многодетные, максимум учеников в школе — 87 ребят. Изначально школа рассчитана на 190 детей, сейчас, за счет включения детского сада, на 135. Только максимум сегодняшнего дня — 17 человек.
— Многие семьи по работе перебираются в Саратов, — рассказывает директор. — Но в последние три года у нас активно засеиваются поля, вспахиваются новые; рядом возводятся нефтяные вышки, и мы надеемся на перемены к лучшему. Наши выпускники на все выходные или каникулы везут детей сюда, к бабушкам. Здесь очень оживленно в летнюю пору.
Местные фермеры и нефтяники оказывают помощь школе: где-то деньгами на ремонт, на праздники — подарки. В этом году был обновлен пищеблок.
— Губернатор Роман Бусаргин сказал, что нужно стремиться к собственному производству питания в школах, а нам к этому стремиться уже не нужно — у нас всё есть, — с гордостью говорит Валентина Геннадьевна. — Поставщик питания год назад отказался с нами сотрудничать: детей мало, ездить далеко, работа неэффективна. Мы на зимних каникулах произвели перепланировку, оборудовали моечные, рыбный, мясной цеха, есть повар. Теперь у детей всё самое свежее.
«Нет смысла в городской прописке»
Одна из насущных проблем — дефицит кадров. В школе 10 сотрудников, из которых — два воспитателя в детском саду. Многие совмещают должности и дисциплины. Директор, например, по совместительству учитель географии.
— С учителями проблема есть всегда. У них сейчас нагрузка большая — 30 часов в неделю. Необходим учитель русского языка и литературы. Вакансию выставили, но желающих пока нет. Надеемся, к нам вернется наша выпускница, которая сейчас учится в Саратове. Пока нашли выход из положения: у одного из выпускников жена — учитель. Пока она в декрете, может работать по совместительству. При школе детский сад — это очень удобно. Еще одна сотрудница в этом году поступила в педагогический колледж на заочное отделение.
Сотрудница Маргарита Юнгер — многодетная мама, у них с мужем три дочери. Сегодня еще одна ее малышка пошла в первый класс — одна из четырех первоклассниц. Маргарита родилась и выросла в Юрловке, закончила школу и поступила в СГУ на экономический факультет. Но потом — семья, дети, они с супругом купили домик на маткапитал и вернулись обратно.
— Сейчас я работаю в школе техничкой, но понимаю, что всю жизнь так не смогу. Мне всего лишь 27 лет. Поэтому поступила в педколледж, чтобы продолжить работу в новом качестве, — рассказывает она. — Когда жила в городе — были свои трудности, а сейчас у нас уже дом, хозяйство в соседнем селе, нет смысла в городской прописке.
Когда Маргарита училась в юрловской школе, в ее классе было 5 человек. Она говорит, что если сейчас в классе 2–3 человека, то это уже успех. Девятикласснику Илье Абызову повезло — вместе с ним в классе учится девочка Полина. Их уже двое.
— Я семь классов отучился один и только последние два класса с Полиной, стало веселее, — подтверждает он.
Илье есть с чем сравнивать: по семейным обстоятельствам он один год отучился в московской школе, где в его классе было 30 человек.
— Там интереснее и больше возможностей, но потом начался коронавирус, и мы вернулись обратно. Я собираюсь после 9-го класса идти учиться в саратовский техникум, пока не знаю в какой. По вечерам мы с друзьями гуляем, сидим на улице, общаемся. Ездим в соседнее село, где больше народу и ровесников, — вкратце рассказал он.
«Упал – встал, поднялся и дальше пошел»
— Это раньше была тенденция, что ребенок обязательно должен иметь высшее образование или окончить 11 классов школы, но жизнь показала другое, — говорит директор Валентина Геннадьевна. — Сейчас у большинства бывших учеников дипломы просто пылятся дома. Они работают руками: строители, монтажники. Многие так и предполагают: сходим в техникум, может, в армию, а там посмотрим.
Валентина Геннадьевна смотрит на жизнь и развитие деревни уже 35 лет — столько, сколько лет новой кирпичной школе, до этого была просто типовая постройка. Она родом из соседнего села Михайловка, окончила СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Признается, что сначала грезила о юридическом образовании и работе в правоохранительных органах, но потом на стажировке в милиции разочаровалась в своем выборе. Люди оказались не такими светлыми и идейными, как ей казалось.
— Моя тетя, сестра — учителя, поэтому я пошла по той же стезе и не ошиблась, — говорит Белова. — Дети — это есть дети, по ним виден итог твоей деятельности: как они повзрослели, куда поступили. У нас есть выпускники, которые добились больших успехов и работают в серьезных компаниях на серьезных должностях. Конечно, бывали и неприятности, куда без них. Но я всегда говорю: «Упал — встал, поднялся и дальше пошел».
В деревне Юрловка три магазина, есть ФАП, но нет фельдшера. Жители ездят в поликлинику соседнего поселка Соколовый. Раз в неделю по средам туда отходит автобус. Но, говорят, если что, «скорая» быстро приезжает. Есть еще одна проблема — не все сети ловят интернет.
— Человек должен жить там, где нравится, — подытоживает школьный директор. — Здесь живут те, кому нравятся преодолевать трудности. Потому что это всё-таки природа: где-то занос может случиться, где-то обрыв проводов. Но ничего страшного, всё это решается. Человек для этого и создан, чтобы решать проблемы.