Развлечения Дороги и транспорт «Хватит в семье поломанных!» Саратовский байкер — о закрытом мотоклубе и что делать при встрече с Хирургом

«Хватит в семье поломанных!» Саратовский байкер — о закрытом мотоклубе и что делать при встрече с Хирургом

Главное — не снимайте жилет

«Когда мне было 16 лет, я копил на новенький мопед»

С президентом Саратовского отделения «Versta» MC Russia Алексеем «Ingvar» Нужновым мы встретились в его дизайнерской студии, которая находится в центре Энгельса.

После гибели в Турции известной мотоблогерши Татьяны Озолиной, известной как МотоТаня, мы решили разобраться, кто такие байкеры и чем они отличаются от обычных любителей мотоциклов.

— «Ингвар» — это?... — интересуюсь у байкера. В голове всплывают образы из скандинавской мифологии.

— Дорожное имя.

— То есть у вас есть дорожные имена?

— Они нужны для удобства, чтобы общаться между собой. В одном клубе Алексеев может быть несколько а Ingvar один.

«Ты на «Яву» мне кусочек накопи»

Ранее мы уже общались с Алексеем и я напоминаю ему, что однажды он рассказывал о правилах дресс-кода, принятых среди байкеров.

Байкеры очень серьезно относятся в дресс-коду

— Допустим, байкер одет в клубный жилет. Он не может сесть в нём машину, в машине ездят только без жилета, — рассказывает мотоциклист. — Если ты приходишь куда-то в официальное место или, допустим, к другому клубу на встречу какую-то, ты не можешь снять с себя жилет и где-то его положить.

— То есть относишься как к знамени? Ты не можешь его бросать, лечь в нём спать?

— Ни в коем случае.

— Как рыцарские доспехи?

— Можно и так сказать. Опять же, есть форма одежды, ты не можешь быть в жилете и шлепанцах, шортах.

— То есть шорты, вообще никогда нигде?

— Нет. Снимаешь жилет — пожалуйста.

— Это относится только к мотоциклам или можно на любом двухколёсном транспорте жилет носить? На мотороллере? На велосипеде?

— Ну, это смешно, на мотороллере!

— А пешком?

— Можешь перемещаться пешком в жилете, ты приезжаешь на какой-нибудь фестиваль или ещё куда-то. Ты же слазишь с мотоцикла.

Ингвар говорит, что его увлечение мотоспортом началось из семьи.

— Дед занимался спидвеем, отец — мотокроссом, — вспоминает он. Спидвей или трековые мотогонки — один из видов мотоциклетного спорта. Им занимаются в трассе, находящейся в овале, длиной от 260 до 400 метров с ровным покрытием, иногда ледяным — если это зимний спидвей. Мотокросс — гонка на спортивных мотоциклах по пересеченной местности с замкнутой трассе с естественными и искусственными препятствиями.

Многие на мотоциклах с самого детства

— Я с трех лет нахожусь на трассе, я все время рядом с мотоциклами. Всегда тянуло, болело, тащило. Когда я в 16 лет подошел к отцу и сказал, что хочу заниматься мотокроссом, он ответил: «Нет! Хватит в семье поломанных!». А дед подарил мне «Яву». То есть, в 16 лет дед подарил мне мотоцикл. С этого все и началось, в 1996 году. Хотя до этого я и на трассе чуть-чуть катался. В деревне без мотоцикла никак, там я сел на мотоцикл лет в 11, — говорит Алексей.

Деревня с дедом от Саратовской области оказалась довольно далеко, в Иркутской области. Там есть город Зима, 80 км от него в тайгу, там деревня Зулумай. Именно там начал путь будущего байкера Инвар. Это примерно 4500 километров от нашего города. Получив в подарок мотоцикл, в 16 лет он пошел в автошколу в Энгельсе и получил права на него.

«Мы ни с кем не конфликтуем»

Клуб «Верста» был основан в мае 2007 году в Саратове. Собрались люди «по интересам».

— Теперь это самый большой клуб в регионе, более сотни членов во всех филиалах, — с гордостью рассказывает Алексей. — Помимо этого, у нас есть две чапты (Chapters) в других городах: в Камышине и Новосибирске, а так же есть «Nomad» — (кочевник) представители нашего клуба «Versta» МС Russia в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области. Чапты — это зависимые от нас отделения. Бывают еще чартеры — это отделения, которые находятся на самоуправлении.

Как получилось, что образовались наши отделения в этих городах? Наш клуб ежегодно устраивает крупный фестиваль на свой день рождения. Он зародился 9 мая 2009 года. Каждый год в эту дату мы устраиваем фестиваль «Правый берег», на него собиралось до 4,5 тысяч участников. Это все члены клуба, байкеры из других городов и регионов, а также интересующиеся движением граждане или «цивилы» (люди, непричастные к движению. — Прим. ред.). Это большой поволжский байк-рок фестиваль, — объяснил Алексей.

Фестиваль «Правый берег» проходит под Марксом — на левом берегу Волги

Сам Ингвар в клубе около четырех лет. Почти год ходил к мотоциклистам на вечеринки и дни рождения, долго присматривался к клубу и в итоге решил вступить. Впоследствии его приняли и со временем он стал «офицером по безопасности», «сержантом-по-оружию» (места в байкерской иерархии). Последние восемь месяцев он — президент клуба.

На «Правом берегу» байкеры развлекают себя, как могут

Сейчас в Саратовской области порядка пяти MC клубов, а всего около дюжины: МС, МСС и просто движений мотоциклистов.

— Мы образовались как клуб занимающийся пропагандой мотодвижения и патриотическим воспитанием молодежи. А так же ездим по школам, детским домам, школам-интернатам и проводим там уроки по дорожной безопасности. Недавно были в школе №4 на Мясокомбинате в Энгельсе. Читали им лекцию, провели игровую программу с призами и подарками, — поделился президент клуба.

Байкеры приезжали в детские учреждения с лекциями

— Как тут не вспомнить главного медийного байкера-патриота Александра «Хирурга» Залдостанова. Как вы относитесь к политике клуба «Ночные волки»?

— Мы можем говорить только о жизни нашего клуба. Мы не обсуждаем других, поступает ли другой клуб правильно или неправильно. Это их решение. Наши отношения от этого не зависят, — говорит Ингвар.

— То есть, если вы где-то пересечетесь, вы будете спокойно общаться, да?

— Мы пообщаемся и всё. Нормально, нет проблем. Мы все байкеры и мы ни с кем не конфликтуем.

«Бьется много ребят»

Периодически мотоклубы участвуют в межрегиональном мотопробегах, посвященных погибшим товарищам. Например, «Волна памяти». Кто-то разбился, кого-то убили. Впервые «Волна» прошла в 2012 году в связи с гибелью нижегородца Алексея Skutt Барсукова. Летом 2010-го он на своем скутере Yamaha Town Mate ездил в Приморье на фестиваль байкеров. Возвращаясь обратно в августе, на трассе «Амур» из Хабаровска в Читу у него сломалась фара и он остановился в придорожном кафе у поселка Жанна.

Там он отказался выпить с двумя жителями Забайкальского края, разнорабочим кафе и сыном владелицы заведения. Оскорбленные мужчины подкрались сзади и застрелили байкера из карабина. Стрелял разнорабочий, суд дал ему 17 лет лишения свободы, соучастнику — 11 лет.

— В 2017 году «Versta» MC Russia включились в мотоэстафету «Волна памяти» организовав свое направление «Волна Волга» которая в этом году идет от Астрахани через Элисту до Казани. То есть байкеры из Астраханской области везут флаг до Калмыкии, местные мотоциклисты — в Волгоград, где передают соратникам из города-героя, а те везут его нам. На набережной в Энгельсе мы забрали эстафету и повезли флаг до Балакова. Балаковцы, в свою очередь, продолжили пробег дальше, в Сызрань и так до самой Казани. Дальше эстафета доходит до нулевого километра (населенный пункт Жанна в Читинской области) и заканчиваются во Владивостоке, — рассказал Ингвар.

Байкеры вспоминают о погибших на дорогах товарищах

Таких «Волн» по стране много и все они вливаются в одну «Волну Памяти»

— А если кто-то в России гибнет из известных мотоциклистов, вы как-то реагируете? Например, случай с МотоТаней, — интересуюсь у Алексея.

— Да, она разбилась, а как реагировать? Жалко, был хороший человек. И мотоциклетная тема освещается очень мало, блогеров по пальцам пересчитать, когда они бьются, это всё на виду. На самом деле бьётся очень много ребят. Кто-то по своей глупости, кто-то вот так, как Таня, из-за мотоциклиста сзади. Разные ситуации бывают, просто блогеры заметнее.

— Как я понимаю, она была больше блогерша, чем байкер?

— Не могу сказать. Я её лично не знал, но я не помню, чтобы, известные блогеры были в каких-то клубах. Хотя теоретически это возможно.

«Человек из клуба что творит!»

Алексей рассказывает, что у каждого уважающего себя мотоклуба есть домашний клуб (Club House), где проводятся заседания совета, можно собраться, встретиться в непогоду и так далее, но его место является конфиденциальным.

— В MC клубах, как в нашем, трехпатчевая система, то есть три нашивки, — рассказывает Алексей. — Патч — это нашивка. Нашивки на спине называются «цветами». Верху пишется название клуба, снизу — регион, а в середине — «мишень», то есть символ клуба. У нас это подкова. Мы носим патчи на жилетах без рукавов. Поэтому жилет с патчами для нас, как знамя.

Он акцентировал внимание на то что, официальные члены клуба и «офицеры» (еще одно место в мотоиерархии) должны жить строго по уставу. А также уставом определяется испытательный срок, за время которого решается, нужен ли такой соратник клубу, а он присматривается к потенциальным товарищам. Чтобы все поняли, что подходят друг к другу.

— Важно, как ты себя проявишь. Если ты себя никак не проявляешь, на следующую ступень просто не перейдешь. А если ты остаешься в одном статусе слишком долго, тебя вообще попросят удалиться, — говорит байкер. — Вступая в клуб, ты должен сам понять что ты можешь дать клубу, а не что даст клуб тебе!

Как человек из клуба Алексей Ингвар старается «держать марку»

Мотоциклисты негативно относятся к людям, которые часто меняют клубы. Считается, что если ты «полноцветный», то есть принят в клуб мембером (англ. member — участник), а затем ушел в другой клуб, потом в третий — это расценивается как предательство. И его просто могут перестать принимать в другие клубы.

— Если ты prospect (претендующий на членство. — Прим. ред.) или hang around (слоняющийся. — Прим. ред.), тут никаких вопросов, ты пришел, чтобы узнать клуб поближе и пока знакомишься. Но если ты принял решения и стал members, мы тебя назвали своим братом, а ты потом ушел к другим, это нехорошо, — считает Алексей.

Бывает также, что принятый в мемберы человек начинает вести себя недостойно, нарушать устав. Но, так как он носит цвета клуба, его могут понизить обратно до «проспекта». У него заберут центральную мишень. Он должен понимать, чтобы получить цвета — ими надо гордиться и быть их достойным. Если человек продолжит так себя вести и это был не разовый проступок, общее собрание может его исключить совсем.

— Ответственность очень большая, — утверждает байкер. — Есть такое понятие, как круглосуточный Patch Holder. Меня знает все мотосообщество. Да, я снял жилетку, иду в обычной гражданской одежде, но все знают о том, что я представитель этого клуба. Соответственно, мое любое неправильное движение, поведение и все остальное — будет оцениваться мотосообществом: «Человек из Клуба — и вон что творит!».

Структура клуба:
Клуб должен состоять минимум из шести человек. Это офицеры с обязательными должностями.
Президент, вице-президент, казначей, офицер по безопасности или сержант-по-оружию, дорожный капитан (Road Captain) и секретарь, исполняющий также обязанности пиарщика. Хотя, если в клубе 5–10 человек, число офицеров можно сократить до двух-трех.
Президент — председательствует на собраниях клуба, совета или чаптера. Он связующее звено во всех делах клуба и служит также его представителем. В самых больших клубах, например таких как Bandidos и Rebels, есть также национальные президенты. Они являются президентами над президентами своего клуба. Но это не автократическая роль в большинстве клубов, а исполнительная.
Вице-президент исполняет роль президента в его отсутствие, например если полиция занята делом клуба. Но такое, разборки с правоохранителями, происходит чаще в западных англоязычных странах: США, Канаде, Австралии — где многие клубы байкеров часто криминализованы. Вице-президентом клуба часто назначается лидер оппозиционной фракции или тот, кто стремится стать президентом клуба.
Секретарь — ведет протоколы заседаний совета, следит за исполнением процедур и общается с людьми за пределами клуба. Выполняет также обязанности связей с общественностью и СМИ. Кроме того, протоколы заседаний часто конфиденциальны и секретарь должен хранить их в безопасности.
Казначей (Treasure) собирает взносы и штрафы, а также ведет контроль над поступлениями и затратами клуба. Но эта должность не имеет власти над бюджетом, его контролирует совет и все решения по бюджету принимаются голосованием.
Должность сержанта-по-оружию (Sergeant in Arms) — одна из самых влиятельных. Есть легенда, что название этого титула взято у масонской ложи Вольных каменщиков, а другие говорят, что от Стражей Башни в Лондоне. Она предполагает поддержание мира внутри клуба, поэтому полицейские на западе часто называют ее enforcer. Он должен принуждать членов клуба к соблюдению правил, если они выходят за рамки. Этот офицер также ответственен за то, чтобы отдельные члены и чаптеры соблюдали стандарты клуба и и возврат «цветов» (выданных эмблем). Если члены клуба наносят татуировки с символикой, он должен проследить, чтобы их свели. Он также прекращает ссоры на собраниях и следит за самыми независимыми членами. Ему единственному позволено применять насилие, чтобы прекратить ссору или горячий спор. Поэтому такими офицерами выбирают тех людей, кто способен это сделать, морально и физически. Такая должность в клубе, как правило, долгосрочная, от пяти до восьми лет.
Дорожный капитан руководит движением колонной байкеров во время мотопробега. Он заранее планирует маршрут с учетом возможной скорости и удобства всех участников, проверяет наличие бензоколонок по пути и мест отдыха. Он идет первым в колонне, знает язык жестов, которым он показывает знаки движения, остановки и опасных участков дорог. Вслед за ним эти жесты повторяют следующие за ним участники. Может выбираться постоянно или на конкретный пробег.
Support («поддерживающий», «сторонник») — это байкер, не входящий в официальную структуру клуба, но поддерживающий его идеологию и традиции. Если support положительно зарекомендовал себя в клубе, то на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб. При наличии у supporta поручителя, вопрос может быть решен положительно и ему присваивается следующий ранг — hang around.
Hang Around («болтающийся рядом», «шустрила») — возможный prospect, в данный момент выполняющий «черновую» работу в МС. На его жилетке нашито лишь название города/страны (т.е. нижний рокер). Он присматривается к клубу, насколько сообщество и правила ему подходят. Имеет право принимать участие в вечеринках, ездить в колоннах.
Prospect («перспективный») — кандидат, готовящийся стать member. Как правило, не имеет полного комплекта нашивок, а имеет лишь одну или две, которые и называются «проспект». Он может присутствовать на советах клуба, имеет право совещательного голоса, но голосовать сам не может. Попасть в «проспекты» можно примерно в среднем в течение полугода-года, хотя для каждого этот срок индивидуален.
Ниже офицеров, но выше остальных по иерархии находятся «мемберы» (member). Это полноправные члены клуба, имеющие решающие право голоса на собрании. На своем жилете они носят полный комплект нашивок, принятый в данном клубе. В некоторых клубах, чтобы попасть в «мемеберы», люди проявляют себя по три-пять лет. В зависимости от того, как «мембер» себя в дальнейшем проявит, какие у него способности, ему могут предложить офицерскую должность.
В мотоколонне первым идет «дорожный капитан», следом «мемберы», замыкает колонну офицер по безопасности. Остальные офицеры, включая президента, едут в начале или в середине колонны, их местоположение не так важно. «Проспекты», «шустрилы» и «саппорты» всегда едут во второй половине колонны, строго после «мемберов».
Также в крупных западных мотоклубах есть Nomad («кочевник», «вольный ездок»). Это член с правом ношения цветов. В отличие от «мемберов», он не принадлежит к определенному отделению (чептеру), а путешествует сам по себе. Он посещает разные встречи клуба по желанию и платит взносы там, где бывает.
И особняком стоит Free Rider, Loner («свободный наездник», «одиночка»). Это человек, который разделяет жизненные ценности «однопроцентных» клубов. При этом он свободен от клубной иерархии, не принадлежа к какому-либо определенному клубу.
«Номады» и «Фрирайдеры» или мотоклубы также могут организовывать так называемые «байкпосты». Причем, может быть, что в крупном городе их не будет, а в маленьком есть. Все зависит от желания их организовать конкретными людьми.

Типология клубов
Клубы бывают разные, типология здесь сложная, в зависимости от формы правления и устава. От самых строгих, «однопроцентных», до тех, где членами могут стать женщины и вообще, кто угодно, это райдерс клаб. А вот в МС клубах женщины быть не могут. Есть отдельные женские клубы — Women MC, а есть клубы, которые собираются с владельцами мотоциклов определенного бренда и марки, например, Kawasaki Vulcan. Клуб так и будет называться — Vulcan Club, то есть привязанный к конкретной технике.
MG — MotoGang. Это самые строгие, так называемые «однопроцентные клубы». У них жесточайшая иерархия, криминальные наклонности занятий у членов, отрицание законов страны, устав считается выше любых законов. Под таким логотипом в России первоначально существовал мотоклуб «Ночные волки», но и он потом стал МС. Остальные MG в РФ– это филиалы крупнейших американских мотоклубов.
МС — Motorcycles Club. Классические мотоклубы. Устав здесь жесткий, как и обычаи. В сообщество входят только мужчины-гетеросексуалы. Также могут, если это прописано в уставе, присутствовать расовые ограничения или запрет на любые марки мотоциклов, кроме одной.
MCC — MotorCycles Community. Менее строгая и более простая разновидность МС. Такие мотоклубы могут не организовывать байк-слеты и мотофестивали. Имеют нагрудные и нарукавные нашивки и рокеры на спине.
CMC — Christian Motorcycles Club. В целом идентичен МС, но идеологические основы взяты в общехристианском учении и Библии.
LE MC — Law Enforcement Motorcycle Club. Полицейские мотоклубы. В их состав могут входить только те, кто служил или служит в правоохранительных органах, службах спасения, армии и прочих силовых структурах. Созданы в противовес «однопроцентникам» и прочим МС, куда им входить строго запрещено.
MFC — Moto Fanats Club. Самые лояльные мотоклубы, которые подходят для всех, кто любит мототехнику. У них также более лояльные правила и не такая строгая иерархическая лестница, а также нет ограничений по разновидности техники.
RC — Riders Club. Эта разновидность клуба предназначена для всех, кто любит езду на мотоцикле, не имеет иерархической лестницы и строгих уставов. Практически не отличается от MFC.
OC — Owners Club. Мотоклуб для владельцев техники определенной фирмы-производителя и / или марки.
MM — Motorcycles Ministries. Мотоклуб, сочетающий несколько разновидностей протестантской церкви и имеющий христианскую идеологию.
FMC, WMC — Female Moto Club, Women Moto Club. Мотоклуб, принимающий в свои ряды только женщин.
Также есть разновидности клубов, куда могут вступать байкеры и байкерши вне зависимости от гендерной принадлежности, но из-за российского законодательства мы не стали приводить их название.
Главное отличие российских байкерских сообществ от американских и западных вообще — менее развитая преступность среди национальных мотоклубов. Если многие «однопроцентные», в особенности американские, мотоклубы крышуют проституцию, продают наркотики, занимаются рэкетом и бандитизмом, то в России это в основном сообщества людей, которые любят ездить на мотоциклах, любят путешествия по стране и ближнему зарубежью. В России в основное время занимаются своей работой, зарабатывая на жизнь другим, а мотоциклы — это образ жизни и хобби.

Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Наша страна очень детоцентрированна»: психолог о том, почему школьники не уважают учителей
Виктория Федорова
корреспондент 164.RU
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления