Ровно месяц прошел с момента трагедии в Махачкале, где во время квеста с говорящим названием «Дом ужасов» случился пожар, в котором погибли две девушки. По версии следствия, актер поджег перчатку, используемую для игры, а потом отбросил ее в сторону емкости с бензином. Итог — два трупа. По горячим следам мы начали искать в Саратове организаторов квестов, которые согласятся поговорить с нами о проблемах и нюансах индустрии. Но оказалось, чтобы написать о квестах, необходимо пройти тот еще квест и найти собеседника, словно черного кота в темной комнате. Но мы его нашли.
«Я тебе говорю, это всё уже неактуально давно. Квесты — это как сейчас открыть бизнес по продаже пейджеров или кнопочных телефонов», — отговаривал знакомый от написания текста, который сам 10 лет назад открывал бизнес на квестах, но прогорел. Казалось, не было ничего проще: просто вбить в поиске «Квесты Саратов» и договориться об интервью с организаторами. Но не тут-то было. В основном компании были агрегаторами, и пробиться через центральную PR-службу до саратовского агентства на полпути становилось невыполнимым — они переставали отвечать на письма. Саратовские «квестоделы» не отвечали на звонки или говорили, что «этим» больше не занимаются. В группе «Подслушано.Квесты-Саратов» во «ВКонтакте» сидели боты.
В итоге организатор одной региональной сети квестов Сергей Лобанов вышел на нас сам с условием — интервью будет в письменном виде «вопрос-ответ», никаких очных встреч и записей на диктофон. Таинственность зашкаливала. Но мы согласились, и Сергей вполне развернуто ответил на вопросы.
— Обрушил ли случай в Дагестане интерес к квестам в Саратове и что с этим делать?
— В Дагестане случилась большая трагедия, и мы искренне соболезнуем всем, кто пострадал. Нельзя не сказать о причинах. Это прежде всего «самодеятельность» в плохом смысле слова. Желание быстро извлечь прибыль, не заботясь о клиентах и развитии индустрии. Незаконная предпринимательская деятельность, отсутствие официальных договоров аренды. В итоге алчность таких «квестоделов» бросает тень на всю индустрию.
Для предотвращения подобных случаев нужен элементарный контроль официальной стороны дела как со стороны клиентов, так и со стороны государства. Визит участкового на подведомственной территории. Даже после беглого взгляда будет ясно, что происходит на локации, есть ли уголок потребителя, санитарная чистота и так далее.
Государство сейчас пока двигается только в направлении ГОСТов. Мы же видим выход в создании саморегулирующих организаций и ассоциаций организаторов. К слову сказать, статистика говорит о незначительном уровне происшествий в квест-индустрии по сравнению, например, с индустрией аттракционов и парковых развлечений.
— Много затрат на системы безопасности?
— Безопасность — это слово номер № 1 для организаторов. Речь прежде всего о двух вещах: безопасность декораций и физического взаимодействия актеров и клиентов. Это первое, чему должно уделяться внимание при строительстве, обучении сотрудников и повседневном ремонте наших игровых локаций. Второе и равносильное по значимости — противопожарная безопасность. Работающие огнетушители, пожарная сигнализация, схемы эвакуации — всё это — фундамент, позволяющий долго и продуктивно работать.
— Как себя чувствует рынок квестов в России? Насколько ощутимы взлеты и падения?
— Любая индустрия развлечений подвержена волнообразному спросу. Рынок квестов родился в России в 2014 году, успел пережить хайповый скачкообразный подъем, стабилизацию в 2016–2017-х годах, потом заметный спад количества квестов в районе 2018–2019-х годов. Далее последовало почти годовое затишье, которое отчасти можно назвать кризисом, связанным с пандемией. С конца 2021-го рынок снова пошел в рост. Увеличивается количество и квестов, и игроков. Порядка 80% процентов квестов нашей сети, а их сейчас более 20, построены уже после 2020 года — в момент нового подъема интереса после пандемии. На региональном рынке в целом цифры будут схожие. Как будут обстоять дела дальше, покажет время.
— Какие квесты наиболее востребованы?
— В отличие от общепринятого мнения, именно предложение формирует спрос, особенно если это касается новых рынков, таких как квест-индустрия. Стать лидерами рынка можно, делая уникальные проекты первыми, раньше и, возможно, интересней других.
По словам организатора, с каждым годом растут требования к размеру площадок, к качеству загадок, к качеству актерской игры и гриму актеров. Например, для одного из мистических квестов, посвященного магии Вуду, специально строилось небольшое «кладбище» со склепами и кусок городской улицы с уличным кафе, магазинами и так далее.
— Лидеры индустрии давно и далеко ушли от ставших классическими и уже немного смешными «актеров-зомби» и «девочек-в-ночнушках», которые могут только рычать, — продолжает Сергей Лобанов. — У нас есть квесты, где с человеком общаются, исходя из сюжетной роли и определенного образа. Такие актерские образы сотрудник во время прохождения квеста может сменить три-четыре. Все жанры квестов, однажды возникнув, не исчезают. Они видоизменяются, перекрещиваются между собой, рождают что-то новое. Это очень живой процесс.
Эксперт рассказывает, что сейчас Саратов пресыщен хоррор-квестами, поэтому наблюдается всплеск интереса к детскому и логическому сегменту.
— Какие необходимы затраты, чтобы открыть квест-комнату?
— Если механизм продвижения уже создан, есть большая команда актеров и дело только в стройке, электронике и новой площадке, то нужно готовить минимально 1 миллион рублей, а лучше больше. И надеяться на окупаемость в течении хотя бы полутора лет. Если вопросы с продвижением и кадрами не решены, то срок окупаемости сдвигается, а инвестиции будут пропорционально расти. Меньшие затраты возможны для больших игроков, для начинающих я обозначил самые скромные суммы, чтобы сделать хороший качественный продукт со сроком жизни порядка 4–5 лет.
— Выгодно ли покупать франшизу или можно развернуться самому?
— Именно по причинам экономии инвестиций многие начинающие организаторы пытаются присоединиться к какой-либо франшизе. На саратовском рынке в один момент времени действовало порядка десяти федеральных сетей. Сейчас все действующие квесты работают под региональными брендами.
— Какова основная публика квестов?
— Есть несколько сегментов гостей, во-первых, это, конечно, молодежь от 16 до 26 лет. Они ходят на мистические и хоррор-квесты, в основном спонтанно. Просто так собрались погулять и внезапно друг другу скажут: «А может, сходим на квестик? Погнали на „страшок“?» И пошла душа по кочкам. Организованно люди ходят преимущественно на детские, семейные и логические квесты. Приходят отметить какое-либо событие: корпоратив, день рождения ребенка или сделать предложение руки и сердца в необычной обстановке и так далее.
Со слов организатора, дети ждут позитива и возможности отгадать загадки, погрузившись в атмосферу любимых героев. Взрослые приходят разрядиться, переключиться, побывать в необычной обстановке, «поймать адреналин» от мистики или «дофамин» от открытия тайн. Инициаторы походов примерно на 75% — это девушки, которые настроены на поиск новых впечатлений.
— Наверное, проблема квестов в маленьких городах до 1 миллиона жителей, что со временем он становится неинтересным населению?
— Если квест создан «правильно», выбрана актуальная интересная тема, подобран качественный антураж, хорошее «центровое» местоположение, а организаторы в состоянии поддерживать стабильно высокий сервис и уровень актерской игры или проведения детского мероприятия, то квест имеет все шансы проработать порядка 4–6 лет. Отсутствие любого из этих факторов — это, условно говоря, минус год жизни. Неудачные квесты могут просуществовать всего несколько месяцев.
— Легко ли найти подходящих актеров?
— Не секрет, что в квест-индустрии работает в большинстве своем студенческая молодежь, на работу приходят через своих друзей и знакомых. Немало ребят, в той или иной форме имеющих отношение к театру и сфере культуры. Среди сотрудников всегда находятся люди, которым нравится сама индустрия, творческая атмосфера, они выбирают стратегию долгосрочного сотрудничества, находят себе работу руководителей, старших администраторов и — при определенном уровне усилий и таланта — организаторов новых квестов.
— Каково будущее квестов в России? Виртуальная реальность не станет интереснее походов в неизвестность?
— Виртуальные квесты сразу после пандемии испытали вспышку потребительского интереса. Однако еще в 2019 году в «Нью-Йорк Таймс» потребление цифровых услуг было названо «признаком бедности». Человеческое общение становится прерогативой богатых людей, бедные выбирают гаджеты, онлайн-образование вместо физического присутствия в школе или на тренинге. Согласно исследованию, дети, проводившие более двух часов около экранов тех или иных устройств, получили более низкие баллы по языковым тестам и при оценке способности рассуждать. Кроме того, выяснилось, что у некоторых детей, которые проводят много времени за виртуальными развлечениями, было зафиксировано преждевременное истончение коры головного мозга. Родителям стоит задуматься об этом.
С доступностью соответствующих устройств и интернет-скоростей виртуальные квесты переместятся к нам домой и станут частью домашнего быта, как сейчас частью быта стали ноутбуки или персональные компьютеры, уверен Сергей.
— Помните, раньше, для игры в компьютер нужно было идти в специальный компьютерный салон, — говорит он. — А до этого еще были видеосалоны, помните? Ну вот отчасти такая история повторяется с каждой цифровой технологией.