Так называемые «олды» помнят то время, когда интернет был по карточкам, а из доступных мессенджеров — «аська» и знакомства на на «Мэйл.ру». потом появились незабываемые «Одноклассники», где спустя десятилетия люди находили своих старых знакомых, родственников и счастью не было предела. Я лично с радостью списывалась с теми, с кем разделяли дороги и расстояния, но потом общение плавно перетекало в другие соцсети. Что происходят с «Одноклассниками» сейчас и насколько жизнеспособна эта соцсеть, которая часто фигурирует в мемах, решили узнать мы. Ставь класс, узнаем, сколько нас!
Для начала в «Одноклассниках» пришлось зарегистрироваться обратно, потому что за ненадобностью приложение было удалено. А тем временем оно даже перенесло ребрендинг и смену логотипа. Но в глаза сразу же бросился знакомый яркий оранжевый цвет, примитивность интерфейса и незабываемые огромные стикеры, которые используются до сих пор. В принципе, время там поистине остановилось. Изобилие подарков на каждый день от пожелания хорошего дня до поздравления с Яблочным спасом, комплименты для «красоток» и подарки для «самого лучшего мужчины в мире».
Ради интереса мы зашли на официальную страницу губернатора Романа Бусаргина в «Одноклассниках». У него никаких подарков не было. Подписчиков оказалось почти 26 тысяч человек. Комментарии к новостям губернатора оставляет от трех по десяти человек и практически все они негативные. Мало кому интересна группа Саратовской областной думы — в ней всего лишь 372 участника. Для сравнения: в телеграм-канале Бусаргина 65 378 подписчиков, во «Вконтакте» — почти 106 тысяч человек.
Также мы поискали официальную страницу современного кумира людей всех возрастов — SHAMANа. У него подписчиков на 8 тысяч больше, чем у саратовского губернатора. Но больше всего поразило одно из самых популярных видео на «ОК». Оно носит длинное название: «Браво! Газманов свою старость принял без пластики достойно». У него около 10 миллионов просмотров! Живы, значит, «Одноклассники», рано мы их списываем со счетов.
В одном из популярных сообществ «Вконтакте» тоже обсуждали актуальность этой соцсети.
— Я пользуюсь. Там почти все одноклассники, родственники. Страница для продажи моих вязаных изделий, — рассказала пользовательница Аленка Варламова.
— Мне почему-то стало там скучно. Несколько лет уже захожу раз в год. У меня много возрастных бабушек там тусуются. Мама моя 87 лет. Поздравляют друг друга, им прямо в радость. Ещё обратила внимание, что многие оттуда ушли в мир друзей или что-то вроде того, — поделилась Татьяна Кузнецова.
— Иногда захожу, фото гружу. Там все друзья мои с Дальнего Востока, обретенные в юности. Много кто пользуется еще ими, но, в основном, это люди старшего поколения и жители деревень, — отметила пользовательница Иина «СПА”-технолог.
Но не все были так толерантны, некоторые высказались, что «Одноклассниками» не пользуются и считают, что это «давно изжившая себя соцсеть».
«Одноклассники» не успевают за трендами
Преподаватель, автор паблика «Belartova. иллюстрации с душой» Светлана Белоусова, к которой мы обратились за комментарием, тоже выразила мнение, что соцсеть «ОК» доживает свой век.
— Я считаю, что соцсеть изжила свою идею как таковую. Мы сейчас не стремимся найти одноклассников или ищем их в других соцсетях. Само удобство использования данного сайта не отвечает современным трендам и тенденциям, тому, что мы привыкли видеть. Там нельзя подсмотреть «изнаночную сторону» жизни людей, как принято у блогеров. Поэтому, например, более популярны телеграм-каналы, где можно выложить что-то более сокровенное. Также есть выгодные функции: блогеры заводят платные телеграм-каналы, где нет лишних людей, а только те, кто поддерживает их идеалы.
«Одноклассники» не успевают за трендами и, мне кажется, их уже не возродить. Как в свое время «аську» (мессенджер ICQ, — Прим.ред.). Там в свое время тоже знакомились люди, но она ушла в небытие, а люди «переехали» в другие соцсети.
Преподаватель рассказала, что ей, как пользователю, больше близка соцсеть «Вконтакте», которая сейчас объединяет студентов и людей 30-40 лет.
— Мне было 13-14 лет, когда «ВК» зарождался, все начали заводить там страницы и теперь это как собственный чердак с переписками, где сохранились памятные вещи. Там удобно коммуницировать со студентами, создавая общие чаты, группы, проще выкладывать контент для них. Я сама веду паблик, это уже как хобби. При желании можно пользоваться рекламными услуги, но мне кажется, для этого больше приспособлена соцсеть, запрещенная территории РФ, где обитают многие бренды. Для многих ламповым место стал «Телеграмм».
Возможно, появится новая соцсеть, которая будет актуальна. У нас происходит смена потребления информации, если мое поколение еще нуждалось в чтении книг, в каком-то заземлении, то есть это медленное потребление, но более устойчивое. Нам в голову информация методично вбивалась, приходилось искать информацию по многим источникам, перечитывать ее, обращаться к книгам. Сейчас же молодое поколение черпает информацию из рилсов, шортсов, сторис и так далее. С ними становится быстрее и проще потреблять контент. Они плотно вошли в нашу жизнь и в них можно утонуть на досуге. Поэтому я не вижу смысла возрождать то, что умерло. «Одноклассники» работали в свое время и останутся в своем времени.
«Пропустить ИИ через себя»
Заведующая кафедрой «Медиакоммуникации» Института прикладных информационных технологий и коммуникаций СГТУ им. Гагарина Ю.А. Марина Шарапова считает, что «Одноклассников» рано хоронить.
— Это когда-то очень популярная и первая соцсеть в России, она ввела нас в мир цифровизации и дистанционного общения. Сейчас ситуация изменилась, но лично я отношусь к ней с теплотой. «Одноклассники» выполняют свою функцию для людей своего поколения, т. е. 40+, там развивается информационная среда, становится больше новостей. У меня нет ощущения, что соцсеть нуждается в кардинальных переменах: она уже зарекомендовала себя, имеет фирменный стиль. Возможно, она исчезнет самостоятельно со временем, но не сию секунду. Живы еще родители, которые предпочитают общение там, поздравление с праздниками.
Соцсети разделяются по категориям и это хорошо. Старшему поколению может быть неинтересно то, на что залипает молодое поколение, и наоборот. Например, площадку «Вконтакте» я воспринимаю как площадку для обучения. Там удобно общаться со студентами. Набирает обороты «Телеграм», который изначально воспринимался как мессенджер. Есть запрещенные соцсети, которые популярны у разных возрастных групп, но вместе с запретом становятся популярны российские площадки.
Я считаю, что велика вероятность появления принципиально новых соцсетей. Веком правит цифра. Развиваются технологии искусственного интеллекта. Студенты активно используют искусственный интеллект, создают видеопродукты, им это интересно. Причем это не просто взять и сделать, а необходимо пропустить и через ИИ, и через себя.