Все в шоколаде: наверное, уже не осталось в мире людей, кто бы не слышал словосочетание «дубайский шоколад». Спасибо блогерам — даже тем, кто не любит сладости, теперь пришлось набирать в поисковике новый съедобный тренд. Кондитеры быстро подхватили волну и тоже начали производить российский «дубайский шоколад» в больших количествах. Между тем настоящий можно купить только в одном месте и в определенное время. И, конечно, в Дубае. Мы решили изучить феномен восточной новинки в Саратове.
О модном дубайском шоколаде стало слышно из каждого чайника. Нервы перестали выдерживать даже у самых терпеливых. Благо теперь отведать дубайский шоколад можно уже и не самым обеспеченным людям: его стоимость варьируется от 550 рублей и выше. При условии, что изначально цены значились более 5000 рублей за 200 грамм. Сейчас такая цена осталась разве что за настоящую плитку из Дубая. Считается, что истинный дубайский шоколад продается только под брендом Fix Dessert Chocolatier. Его создала 38-летняя предпринимательница Сара Хамуда, выпуская изначально молочные плитки с фисташковой начинкой. Но во время беременности ей пришла идея новой сладости, покорившей мир.
Дубайский шоколад состоит из молочного шоколада, фисташковой пасты и теста катаифи. Это основной рецепт. Катаифи — реальное тесто, которое также называют «волосы ангела» и порой сравнивают со знаменитой в России лапшой быстрого приготовления. Из него, кстати, готовится турецкая пахлава. Считается, что обжаренное до золотистой корочки тесто в начинке дубайского шоколад придает ему тот самый «неповторимый хруст», полюбившийся многим.
Шоколад начал набирать популярность еще в 2023 году после короткого видео российской блогерши Марии Вехеры. Во время дегустации она разламывала шоколадку с необычной зеленой начинкой, аппетитно ела на камеру и это принесло ей более 80 миллионов просмотров, а другие блогеры подхватили тренд. Так дубайский шоколад завирусился в соцсетях.
«Нужно уложиться в 2-3 минуты, чтобы успеть его заказать»
Российский дизайнер-архитектор, проживающий в Дубае, Илья Мищенко специально для 164.RU рассказал, как дела с этим шоколадом обстоят в ОАЭ.
— Не знаю, как так резко удалось хайпануть на этом шоколаде, но оригинал продается только в Дубае, компании «Фикс». При этом на их сайте продажи открываются строго в 14:00 и 17:00. Нужно уложиться в 2-3 минуты, чтобы успеть его заказать, иначе «солд-аут» — все распродано. Так активно стараются перекупщики. Продажи начинаются от двух плиток, то есть одну купить нельзя. Моей девушке Марии потребовалось три дня, чтобы сделать заказ. Мы брали себе, родителям и друзьям. Стоимость одной плитки — 68 дирхам.
68 дирхам ОАЭ в переводе на рубли — 1 871,79 рублей. В принципе, в России, можно прикупить «дубайский шоколад» за такую же цену только местного производства.
— Самое интересное, что компания выложила рецепты на своем сайте, и, наверное, другие кондитеры делают ничуть не хуже. Тесто катаифи похоже на «макарошки», и все залито шоколадом. Не скажу, что что-то особенное, — без восторгов отозвался русский дизайнер.
Кстати, буквально на днях генконсульство России в Дубае призвало сограждан не брать посылки от незнакомых людей, которые просят передать сиротам десять коробок дубайского шоколада.
— Внутри бокса может быть не шоколадная мечта, а киндер сюрприз для таможни, — предупреждает дипмиссия.
Мы решили не рисковать и выяснить, где в Саратове купить дубайский шоколад и даже зашли на сайт бесплатных объявлений. Действительно, предложений море, цены — на любой вкус. Есть даже варианты якобы оригинального шоколада из Дубая за 3 500 рублей. Плитка сфотографирована на фоне саратовской консерватории. Также лакомство продается на маркетплейсах.
Кондитеры, производящие шоколад ручной работы, неохотно шли на контакт. Встречались объявления, которые начинались с распродажи оборудования для маникюра, а потом уже была реклама шоколада. Видимо, мастера меняли квалификацию, чтобы быть в тренде.
Профессиональный повар-кондитер Татьяна Струневская не специализируется на шоколаде, но рассказала, что в саратовском кондитерском чате активно обсуждался дубайский шоколад. Местные специалисты пришли к выводу, что его производство не особо выгодно — слишком дорогие ингредиенты. То же тесто катаифи, фисташковая паста. По себестоимости выходило минимум в 700 рублей.
Кондитер со стажем Наталья Чернова одна из немногих, кто заинтересовалась новинкой.
— Обычно шоколадные букеты, наборы, фантазийный шоколад покупают в подарок, а с дубайским шоколадом вышло иначе — его покупают себе, — рассказала она. — Я долго к нему присматривалась, читала описание вкуса и как-то решилась: «Время пришло!» Прежде чем пустить в производство, нужно сделать пробную партию, провести фотосессию. Купила все ингредиенты, а мои старшие дети заинтересовались, что я собираюсь делать. Узнав, что это дубайский шоколад, очень обрадовались: они следят за трендами в тик-токе. «Мама, только не продавай»» — говорили они. Поэтому первая шоколадка ушла, не дожидаясь фотосессии.
Мастер говорит, что хрустящая корочка катаифи, фисташковая паста в начинке, кунжутная паста тахини и шоколад дают интересное сочетание. Вариантов дубайского шоколада много, и со вкусом чизкейка, попкорна, но классика есть классика. Шоколадка в 200 грамм обойдется в 1800 рублей.
— Это еще не самый дорогой вариант, — говорит кондитер. — Но если он стоит дешевле, то вопрос из каких ингредиентов его готовят. Я считаю, что со своим предложением немного запоздала: самый пик популярности пришелся на лето этого года. Сейчас бум уже прошел. Впереди Новый год, День матери и интересы у населения немного сместились.
«Феномена здесь нет»
И все же в чем успех дубайского шоколада? Почему он так резко залетел в тренды? Не спланированная ли это акция маркетологов? Мы задали эти вопросы маркетологу Катерине Коханенко.
— По факту у дубайского шоколада нет феномена. Это просто совпадение счастливых обстоятельств с дефицитом товара и все, — считает специалист. — Он такой же, как и все товары ручной работы. И появился довольно давно, в 2020 или 2021 году. Но только в прошлом году попал в ролик популярной российской блогерши и завирусился. Шоколадку начали скупать другие блогеры, которые сидят в ТикТоке, потому что тренд ТикТока, всегда жив. С едой там тренды часто повторяющиеся. То есть, если мы видим один залетевший тренд, второй, то грубо говоря, почему бы любому человеку не взять эту шоколадку, пока она еще не на каждом углу, и сделать распаковку. Тогда видео завирусится 100%. Люди ее покупают не ради того, чтобы попробовать дубайскую шоколадку, а ради того, чтобы заснять, как они ее пробуют, — отмечает маркетолог.
Второй компонент успеха, по ее мнению, — ограниченность товара.
— Все-таки это шоколад ручной работы. Когда тренд начался у российских блогеров, они даже ставили будильники в Дубае, чтобы успеть купить шоколадку. Потом имеет значение внешний вид, размер, хруст. И ради справедливости можно сказать, то он реально вкусный. Это тоже сказывается на популярности, — продолжает маркетолог. — В плане стоимости — это не дорогая цена за шоколадку в целом. Тут просто вопрос в аудитории. Если мы говорим про Дубай, это недорого. Неудивительно, что люди начали скупать для перепродажи в России. Он часто идёт на подарки, даже чаще, чем цветы или клубника в шоколаде. Но, возможно, новый тренд с малиной его немножко вытеснит. Свежая малина в молочном шоколаде сейчас тоже в ограниченной продаже и составляет недешевый сегмент — наверное, грамм 100 за 700-800 рублей.
Маркетолог считает, что это хороший показатель того, что какая-то бизнес-идея может успешно выстрелить через время.
— В этом случае просто повезло, что успешный блогер попробовала этот шоколад. Но при желании и бюджете было бы все то же самое. Это просто вопрос времени.