Город Религия «Кажется, младенец не родится»: побывали на рождественской мессе и узнали, как шутят в католическом храме

«Кажется, младенец не родится»: побывали на рождественской мессе и узнали, как шутят в католическом храме

Менее 0,1 процента жителей епархии причисляют себя к Римско-католической церкви

Вход в собор украшен библейской сценой Рождества

Из порядка 45 млн человек, проживающих на территории Епархии Святого Климента, — а она объединяет, на минуточку, 26 регионов России — лишь 20 тысяч человек являются католиками. Такова официальная статистика Римско-католической церкви. Как видно, католицизм — не самая распространенная конфессия в России и даже в епархии, включающей в себя Поволжье, где с 18-го века проживало много немцев, католики — это менее 0,1 процента жителей. Католических священников нечасто увидишь на официальных мероприятиях и вряд ли приверженцы этой конфессии есть среди ваших друзей. Тем интереснее узнать, чем живет католическая община в центральном городе епархии. Шеф-редактор 164.RU Сергей Петунин сходил на рождественскую мессу и даже приобщился к некоторым традициям.

Без латыни, но на испанском

— Кажется, младенец сегодня не родится, в храме очень шумно, — епископ Клеменс Пиккель говорит по-русски с сильным немецким акцентом и удивительно много для священника шутит.

С такой фразы началась рождественская месса в католическом храме, которую вел глава Епархии Святого Климента лично.

В зале собора Петра и Павла собрались порядка 130–150 человек. Очевидно, что это чуть больше, чем собираются в храме в обычные дни. Мест на скамейках не хватает, приходится нести стулья из соседних помещений, но через какое-то время и этих мест становится недостаточно, и часть прихожан вынуждены выстроиться вдоль стен. Стоять во время всей мессы не нужно, большую часть времени верующие слушают слова пастора сидя и поднимаются только во время молитвы.

На рождественской мессе в соборе Петра и Павла очень мало пожилых людей

Отовсюду слышна то ли испанская, то ли португальская речь. Не только прихожане, но и многие служители храма латиноамериканского происхождения. Даже миловидная темноволосая девушка, только что на хорошем русском языке просившая меня пересесть на другой стул, внезапно в беседе с кем-то из прихожан переходит на испанский. Целый ряд на скамейке заняли темнокожие молодые люди, видимо, студенты саратовских вузов. Еще один ряд занимают женщины африканского происхождения чуть старше 30.

Для человека непосвященного происходящее похоже на театральное представление о европейских рыцарях. Заходящие в зал не кланяются, как в православной традиции, а преклоняют колено. Причем одни делают это символически, едва заметно, а другие встают на колено, будто сейчас им вложат в руки меч. Интересно, что на службе почти нет пожилых людей и, наоборот, много молодежи: юноши с волосами до плеч, пирсингованные девушки. Но в большинстве это обычные мало приметные горожане, каких вы встречаете на улице в обычный рабочий полдень.

Епископ Клеменс Пиккель появляется в зале в белом облачении в сопровождении нескольких человек, также одетых в белое. Служба проходит на русском языке, еще в 60-х годах прошлого века на Втором Ватиканском соборе было принято решение о ведении литургии на национальных языках, и посвящена истории Рождества. Периодически к трибуне выходят люди и зачитывают поздравления.

Заместитель министра внутренней политики и общественных отношений Саратовской области области Тимофей Лещенко зачитал поздравление губернатора Романа Бусаргина, темнокожая девушка, одетая как голливудская актриса из 50-х, поздравила присутствующих на французском языке.

Священники одеты в белое праздничное облачение

Перед тем как зачитать пасторское послание, епископ снова развлекает прихожан шуткой:

— Я обращаюсь к присутствующим детям: сейчас будет долго и скучно. Смотрите, когда я буду читать третий лист, это значит, что скоро всё закончится, — объявил он. Послание посвящено жизни Франциска Ассизского, одного из наиболее почитаемых католических святых, и человеческой активности. Епископ просит прихожан в современное время с бешеным ритмом жизни стать чуть более созерцательными: «Человек может быть настолько занятым делами, планами, переживаниями, печалью или просто собой, что не услышит ангелов, которые и сегодня провозглашают пришествие Спасителя».

В какой-то момент помимо своей воли я оказался вовлечен в священное действо. Пастор сказал присутствующим прихожанам поприветствовать друг друга и до этого не очень обращавшие на находившихся рядом соседей мужчины и женщины стали протягивать друг другу руки. Это было неожиданно, но такой ритуал явно сближает прихожан.

Месса завершилась причастием и общей молитвой, после чего было детское представление, на которое заметная часть прихожан решила не оставаться.

На выходе из храма дежурил наряд полиции, сотрудники общались между собой и не обращали на верующих никакого внимания.

«Мы не делаем ничего плохого»

За несколько дней до католического Рождества мы встретились с генеральным викарием епархии Святого Климента отцом Диогенесом, чтобы поговорить, чем живет католическая община в Саратове. По его словам, большинство прихожан — местные жители.

— Это немцы, белорусы, поляки — те, чьи бабушки и дедушки исповедовали католицизм и передали его детям и внукам. Много молодых людей, стариков у нас почти нет, — рассказал священник.

Сам отец Диогенес приехал в Россию из Аргентины еще в начале 90-х. Он рассказывает, что в то время учился в Риме и, когда не стало Советского Союза и открылся доступ ко всем религиям, выяснилось, что католических священников в России очень мало. Тогда по церкви объявили своего рода призыв: чтобы желающие служить отправились в далекую северную страну.

Отец Диогенес не планировал оставаться в России навсегда

— Я думал, что поеду лет на пять-семь, выучу язык и потом вернусь. Но потом затянуло, — смеется отец Диогенес.

Сначала он долго служил в Казани, священник признаётся, что в столице Татарстана ему было интереснее: всё-таки сам город больше и интереснее. Да и отношение как местной власти, так и представителей других конфессий к католической церкви было лучше.

— Когда строился католический храм, муфтий города приходил и спрашивал, чем он может помочь, — вспоминает отец Диогенес.

Я интересуюсь, не жалеет ли священник, что в свое время ему пришлось переехать в Саратов и остаться в России в целом.

— Нет. Думаю, что для людей, которые хотели восстановить свои приходы и воспитывать детей в традициях дедушек и бабушек, я делаю важное дело. Я связан с родиной, там живут мои братья, сёстры и родители, я езжу туда в отпуск, — рассказывает он.

Римско-католическая община в Саратовской области очень небольшая, здесь всего два храма: собор святых апостолов Петра и Павла в Саратове и церковь Христа Царя в Марксе, где раньше компактно жили поволжские немцы, часть из которых исповедовала католицизм. По оценкам отца Диогенеса, в саратовской церкви порядка 400 прихожан и около 200 — в Марксе.

Тем не менее священник уверен, что община не превращается в закрытый клуб.

Традиционные для католиков рождественские вертепы стали появляться и в православных храмах

— Наверное, это и наша задача, священнослужителей, чтобы она не стала клубом. Хотя такое искушение бывает: люди чувствуют себя уютно, общаются между собой, у них общие интересы. Но в таком случае церковь теряет свой смысл, — уверен отец Диогенес.

С православными и лично митрополитом Игнатием католическая церковь в Саратове, по словам викария, поддерживает исключительно деловые отношения, хотя священник и убежден, что разделение христианства на конфессии — «некий грех».

— Так же было не всегда, и думаю, что надо стремиться к объединению всех христиан, — считает отец Диогенес.

А вот с кем саратовские католики дружат, так это с лютеранской общиной.

— Мы встречаемся, обсуждаем священные книги, участвуем в общих богослужениях, иногда в Марксе устраиваем совместные велопробеги, — поделился викарий.

Поскольку многие священники в католичестве — иностранного происхождения, хотя мой собеседник и уверяет, что сейчас примерно половина — коренные россияне, не могу не поинтересоваться, не следят ли за деятельностью католиков российские спецслужбы. Например, не интересуются ли источниками финансирования или не проверяют, о чем пасторы говорят на проповедях. На это викарий смотрит на меня и улыбается:

— Наверняка интересуются, но мы этого не ощущаем. Мы не занимаемся политикой и не делаем ничего плохого.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Наша страна очень детоцентрированна»: психолог о том, почему школьники не уважают учителей
Виктория Федорова
корреспондент 164.RU
Рекомендуем
Объявления