Малиновые пиджаки, спортивные костюмы Адидас с туфлями и огромные цепи на шее. После этих фраз сразу появляется невольная ассоциация с лихими девяностыми. А «черный бумер» и «Ауди-сотка» — легенда, придуманная кинематографом нулевых, или реальные «пацаномобили» того времени? Мы пообщались с предпринимателями, работавшими в девяностых, и просто саратовцами, так или иначе пересекавшимися с представителями криминала, чтобы выяснить, на чем ездили местные братки в то время и можно ли подобный автомобиль купить сейчас. Удивительно, но, хотя с тех пор и прошло почти 30 лет, практически все, с кем мы говорили, не согласились высказываться открыто.
Чиркнул Чикуна
Самый, пожалуй, известный браток и коммерсант начала девяностых — Игорь Чикунов, руководивший так называемой ОПГ «Чикуновские». Поговаривают, что он контролировал практически полгорода и торговал нефтью и бензином. Наши собеседники рассказали, что машин он сменил несколько, предпочитал передвигаться на «девяносто девятой» цвета «мокрый асфальт», позже ездил на разных машинах, таких как Audi 100 и Ford Scorpio.
В Саратовской области сейчас таких «девяносто девятых» не купить, но можно приобрести в Белгородской области за 57 тысяч рублей. Пробег, как утверждает продавец, 100 тысяч км (3 тысячи в год, ага), 1993 года. Audi 100 в Саратове продают за 200 тысяч рублей, желающие получат иномарку 1984 года с пробегом 279,145 тысячи км. И Ford Scorpio в Пензе отдают за 100 тысяч рублей. Пробег — 200 тысяч км, 1990 года.
— У меня кореш дальнобойщиком работал и как-то на грузовике въехал в чикуновскую «девяносто девятую», чиркнул нормально так ее. Случайно, конечно. Но ничего, по-хорошему всё решили. Чикун не бузил, не наезжал, что бы там про него ни говорили. Он вообще не был беспредельщиком, справедливым человеком был. Хотя времена, конечно, были непростые, но не всё так однозначно, как может быть представлено в СМИ, — рассказал один из знакомых покойного авторитета.
Хапуга и злосчастная Волга
Владимир Хапалин по прозвищу Хапуга был покровителем чикуновских, имел в собственности Volkswagen Jetta, до покупки иномарки ездил на «девятке». Ветеран Приволжского РУБОП адвокат Вячеслав Борисов утверждает, что на «Джетте» Хапалина был номер Х001СА, который якобы расшифровывался как «Хапалин № 1 в Саратове». И каждый в городе знал это имя и машину, в ней же Хапалина и расстреляли в собственном гараже. После его гибели в 1990 году Чикун и создал свою группировку.
В Саратовской области нашлось только одно объявление о продаже подобной машины. «Немца» можно купить за 110 тысяч рублей в рабочем поселке Турки. Пробег — 305 тысяч км, 1984 года. Volkswagen Jetta 1989 года есть также в Пензе за 277 тысяч.
Сергей Мальков по кличке Канапа считается соратником Хапуги. Ныне жив, 68 лет, занимается продуктами питания, на пенсии. В начале девяностых ездил на «Москвиче-2141», оформленным, как рассказали наши собеседники, на сестру Хапалина Лилию Глухову.
В Саратове такой автомобиль 1991 года с пробегом 200 тысяч км обойдется в 75 тысяч рублей.
Олег Зинин, приятель Хапуги, ездил на «Волге», которую якобы приобрел за бесценок вместе с Хапугой для Канапы в Баку. По какой-то причине он считался сотрудником КГБ. После убийства Хапалина именно его номерные знаки были найдены в машине Хапуги. Под одной из версий, Хапугу убили именно из-за аферы с «Волгой», которую приобрели по стоимости почти в 10 раз ниже рыночной. В 1993 году Зинин бесследно исчез вместе с автомобилем.
«Волгу» 1986 года продают в Саратове за 100 тысяч рублей.
«Парковские»
Валерий Булгаков, он же Лапа из ОПГ «Парковские», передвигался по городу сначала на белой «семерке», оформленной на его мать, после — на вишневой «девятке», оформленной на близкую подругу, а еще позже — на «Волге» с личным водителем. Известен враждой с группировкой «Парамоновских», контролем Сенного рынка и ряда казино. Жил одно время в Москве и на Кипре, был вхож в столичный шоу-бизнес. Погиб в 2003 году при странных обстоятельствах. Якобы его случайно застрелил водитель в центре Саратова, пытаясь защитить от киллера.
Машину из песни группы «Комбинация» можно купить в Петровске за 80 тысяч рублей. Покупатель получит 5-дверный хетчбэк 1990 года с пробегом 199 тысяч км. «Семечку» 1986 года предлагают в областном центре на 5 тысяч дороже, пробег — 62,025 тысячи км. «Волгу» 1990 года готовы отдать за 245 тысяч рублей, пробег — 200 тысяч км.
Игорь Давыдов по кличке Зубан из «Парковских» ездил на «девяносто девятой» «Ладе». Якобы пытался оспорить право «Чикуновских» на владение Центральным рынком. Был расстрелян в упор в автомобиле.
Отголоски девяностых
В 2006 году на пересечении улиц Чапаева и Мичурина в 06:20 раздался мощный взрыв. Подорвали BMW X5 местного картежного игрока и теневого владельца казино «Космос» на проспекте Кирова Асифа Асланова, которого все называли Аликом. Он скончался на месте, его пассажир выжил. Погибшего подозревали в шулерстве, ходили слухи, что многие должны ему крупные суммы за карточные проигрыши. В кармане у покойного обнаружили удостоверение помощника депутата Госдумы от КПРФ.
В Саратове немецкий внедорожник 2003 года сейчас стоит 1,1 миллиона рублей. Пробег — 297 тысяч км.
«Чтобы уходило вверх без шва»
Саратовский предприниматель Алексей Колесников, начинавший бизнес в девяностые, рассказал о популярных и необычных машинах, на которых ездили коммерсанты и представители криминалитета:
— Конечно, «девятки» были популярны. Но с определенной модификацией «длинное крыло», это когда крыло вперед уходило вверх без шва, считалось очень круто, а короткое крыло — ну такое, устаревшее. Цвета — «снежная королева», «мокрый асфальт», «спелая вишня».
Из иномарок — Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee были популярны, зеленые и черные. «Бэхи» третьей и пятой модели также популярны были, реже «семерки». В основном, угнанные из Польши, потому что там кузов нормальный был. А вот Audi не сказать что очень модные были.
Я ездил на Mercedes 124, удобная и красивая на то время машина. У Игорька (Чикуна) было много разных машин в разные периоды. Одна из них — Mercedes 500, модель ручной сборки, в народе именуемая «волчок». Скворец и Орел (Александр Заболотнев и Михаил Орлов) ездили на «космической» по тем временам машине BMW Z1, классная тачка была, — поделился Колесников.