В Саратове и Энгельсе автовладельцы отмечают значительный рост цен на стоимость парковки на платных стоянках в последние два года. Это сильно бьет по карманам простых автолюбителей. Корреспондент 164.RU попытался выяснить, почему это происходит.
Качество услуг не меняется
С автомобилистом Николаем (имя по его просьбе изменено) мы встретились недалеко от его дома, он сразу попросил не указывать в материале его фамилию и не фотографировать машину.
— Боюсь, что наговорю лишнего и с машиной что-нибудь сделают. Стоянка хоть и считается охраняемой, камер на ней нет, шлагбаума — тоже. Машину, по сути, может забрать кто угодно. Поэтому я не понимаю, почему цена растет, а качество услуг при этом не повышается, — говорит автомобилист.
Парковка машины у его дома несколько лет не повышалась и составляла 1400 рублей. Летом 2022 года она подорожала до 1950. В ноябре 2023-го повысилась до 2450. А с 1 января этого года — до 2950 рублей. Таким образом, за последних полтора года она выросла в два с лишним раза: с 1400 до 2950.
На вопрос, почему он в таком случае оставляет машину на платной стоянке, наш собеседник говорит, что парковочных мест возле домов не хватает, особенно, если возвращаешься домой вечером, зимой же дворы вообще завалены снегом, а на парковке нет-нет, да проедет трактор, чтобы расчистить дорожки и свободные места.
Никаких договоров автолюбители с владельцами парковочных пространств, как правило, не заключают. Мужчина платит раз в месяц необходимую сумму, и ему выдают кассовый чек. За эти деньги он может ставить машину на огороженной территории.
Другой автовладелец, паркующий автомобиль в районе СХИ в Саратове, говорит, что цена абонемента у него тоже повысилась, но не так значительно. В 2022 году он платил сразу за полгода, и у него выходила льготная цена — по 1800 в месяц. В 2023 году он платил ежемесячно по 2900, а с января этого года — по 3050 рублей. Но за эти деньги охрана выглядит посолиднее: есть камеры видеонаблюдения и шлагбаум.
— Ты не можешь взять машину, закрытая стоянка. Ее отдадут только владельцу. Но договора нет, у них всё неофициально, видимо. О повышении говорят, когда паркуешься, со следующего месяца. Однажды я просил по телефону, чтобы машину отдали знакомому, чтобы он отвез ее в автосервис, но ему не дали автомобиль. Дадут забрать его только мне, потому что меня знают в лицо или проверяют документы, — рассказал автовладелец.
Парковка в центре Саратова на Большой Казачьей улице, между Чапаева и Рахова, оказалась дороже, чем у конкурентов, но ее тарифы гибче. Охранник рассказал, что полный безлимит за месяц стоит тут 5500, дневной абонемент — 5000, ночной — 1200 в месяц. Помимо этого, тут есть тариф для суточной, разовой дневной или ночной парковки, а также почасовая оплата.
— У нас всё по-серьезному, есть камеры, все дела. Хотя большая часть клиентов — водители машин, паркующихся по часовой оплате, приехавшие по делам. Но чужим мы вашу машину не отдадим, мы всех запоминаем в лицо, — уверил он и попытался уговорить взять абонемент.
Растут расходы
Согласно бухгалтерской отчетности, парковки приносят своим владельцам совсем небольшую прибыль. Так, ООО «Автомобилист», предоставляющее услуги автостоянок, указало по итогам 2023 года выручку 293 000 рублей. Чистая прибыль составила 4000 рублей. ООО «Люфт-1» (парковка на улице Чернышевского) находится в состоянии банкротства и несколько лет подряд показывает убытки. В 2023 году он составил 613 000 рублей. ООО «Мега авто» (парковка на проспекте Петра Столыпина, въезд с Сакко и Ванцетти) показала нулевой баланс за 2021 год, более поздней отчетности нет, хотя в отзывах на «Яндекс.Картах» говорят, что цена стоянки — 100 рублей в час.
Большие цифры показывает в отчетности стоянка ООО «Руслан-МТД» на улице Чапаева. Чистая прибыль за 2022 год — 7 500 000 рублей, более поздних данных пока нет. Но, кроме деятельности стоянок для транспортных средств, в ОКВЭД общества указаны различные ремонтные работы: штукатурка, облицовка стен, малярные и т. д. ЗАО «Мельник-С» (платная парковка на улице Зарубина) показывает в финансовой отчетности за 2022 год выручку 8 800 000 рублей и чистый убыток — 171 000 рублей.
В среднем же, согласно отчетности разных организаций, предоставляющих услуги платного паркинга, их годовой доход составляет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Владелец одной из стоянок в центре Энгельса рассказал, что восемь лет не повышал цены, но в последнее время очень выросли расходы:
— Да, за два года цены на парковку выросли в два раза, зато до этого они не поднимались восемь лет. Сильно выросла в цене снегоуборка. Кадастровая стоимость — от нее рассчитывается налог на имущество. Повышаются зарплаты, и с них увеличивается объем налогов. Опиловка деревьев, восстановление и ремонт асфальта.
Основные затраты, по его словам: зарплата четверых сторожей, налоги, уборка снега, налоги на имущество, опиловка деревьев и ремонт асфальтового покрытия. Если владелец парковки повышает цену, это не из-за жадности, а из-за падения рентабельности этого вида бизнеса.
— Это вообще не выгодно, у меня это осталось как наследство. На старых дрожжах едем. Если кто-то из владельцев стоянок сильно завышает цены, люди просто уйдут на другие парковки, конкуренция высокая, — объяснил предприниматель.
Наш корреспондент пытался связаться еще с несколькими владельцами автостоянок в Саратове, но большинство отказались как-либо комментировать вопросы о повышении стоимости парковок и причинах этого. После озвученных вопросов они сбрасывали звонки.
Бухгалтерское чудо
Заместитель председателя регионального отделения «Опоры России» Роман Репин считает, что владельцы парковок могу лукавить в финансовых отчетах.
— Это «бухгалтерское чудо». Это значит, что у них хороший бухгалтер, который грамотно работает с налогообложением, чтобы больше сохранить денежных средств для роста предприятия. На 50 машин со стоимостью парковки в 60 рублей в час и 150 рублей в сутки выручка получится в 35 000–40 000 рублей в сутки, миллион в месяц и 12 000 000 в год. Выручка в 300 000 по документам тут даже рядом не стояла, — отмечает Роман Репин.
По его мнению, автостоянки вполне могут быть рентабельными, даже если будут работать в «белую», чего сейчас, скорее всего, не происходит.
— Там два-три сторожа, электроэнергия, земельный налог, уборка. Упрощенное налогообложение в 6%. Расходная часть в 100 000–200 000 в месяц, даже если вместо сторожей нанять профессиональных сотрудников ЧОП. С миллионной выручки 200 000 рублей расходов, 800 000 останется «чистыми». Он может даже спокойно обновлять территорию, камеры, оплачивать косяки паркующихся водителей, которые могут поцарапать автомобили друг другу. Я думаю, что примерно так экономика такого предприятия должна выглядеть, — предполагает эксперт.