Росимущество намерено законсервировать объект культурного наследия «Доходный дом купца А. П. Медведева». На сайте госзаказа соответствующее предложение было размещено еще в конце февраля 2024 года. Корреспондент 164.RU побывал на месте забвения саратовской истории и выяснил, что происходило со зданием последние три года.
По планам чиновников, победитель торгов должен будет провести архитектурно-археологические обмеры и инженерное обследование здания. После этого подрядчику необходимо разработать схему с показом шурфов, сделать минимум 15 цветных фото здания. Проект консервации должен быть готов к 30 июня 2024 года, его стоимость была оценена в 532,8 тысяч рублей.
Весной 2021 года у здания обрушилась задняя часть. Через суды к весне 2022-го Росимущество вернуло здание в собственность государства. В реестре культурного наследия региона оно числится как «Доходный дом купца А. П. Медведева», хотя на здании есть надпись «Дом художника». В 1990-х его передавали в безвозмездное пользование саратовским художникам, а в 2002 году администрация не стала продлевать договор и продала его. С тех пор зданием никто не пользовался.
Летом 2022 года с правой цокольной стороны здания петербургский художник Алексей Грибель прилепил две гипсовые руки с иголкой и нитками, которые имитируют зашивание стены. «Сам справлюсь», — гласит надпись под руками.
— Я родился и вырос в Саратове. В этом здании работали и творили мои преподаватели. Оно уже долгие годы стоит заброшенным: его никто не чинит и не реставрирует. Только красивый фасад, при этом раздолбанные стекла и гнилые перекрытия. За зданием никто не ухаживает, поэтому оно вырастило руки и решило вылечить себя само. Зашивает свои раны самостоятельно, — прокомментировал тогда свою акцию художник.
Здание «Дома художника» — саратовцы называют его чаще именно так, — расположено в самом центре города на Московской, 125, между улицами Чапаева и Рахова. Слева и справа разрушающееся здание подпирают два крупных мебельных магазина, символизирующих победу бытовой жизни над искусством.
Со стороны улицы Московской оно выглядит в целом неплохо, за исключением отдельных деталей. Дом несколько лет назад был покрашен желто-белой краской. Однако двери заколочены, ограда в арке внутри дома закрыта, окна изрисованы некачественными граффити или разбиты. Слева на цокольной части по-прежнему красуются зашивающие здание руки, которые установил в 2022 году Алексей Грибель.
Когда заходишь слева от здания во двор жилого дома № 129/133, видны две огромные кучи отколовшегося от «Дома художника» красного кирпича. Видимо, эти кучи там давно: рядом с одной из них хозяин спокойно припарковал недешевый кроссовер Toyota. Здание обмотано зеленой защитной от падающих кирпичей мелкой сеткой, но от нее остались лишь лоскуты. За кроссовером проломанная жестяная ограда, которая спокойно позволяет проникнуть внутрь зоны памятника.
Во дворе деревья и заросший кустарник, из-за чего там трудно передвигаться по территории. У жестяной ограды стоит брошенный вагончик и пустая будка для собаки. Ранее тут могла быть охрана с животными. С задней части здания стены также практически нет, она давно обвалилась. По остаткам зеленой сетки протянул свои щупальца плющ. Природа оказалась более приспособленной к городской жизни, чем кирпичный дом XIX века.
Внутри здание выглядит сильно заброшенным, но мусора на полах, на удивление, почти нет. На стенах местами рисунки довольно приличного качества и исполнения. Правда, попадаются и стандартные художества: граффити и надписи. Под некоторыми обоями и рисунками видны советские газеты 1980-х, напоминающие текстовый мем про качалку в Люберцах.
Проводки в комнатах не видно, однако местами сохранились пробки, выключатели и розетки, явно советского производства. Видимо, во времена СССР за состоянием здания еще следили. Выключатели еще способны выполнять свою функцию, но электричества в здании уже нет, впрочем, как и лампочек.
Лестница на второй этаж и вниз на закрытый выход не имеет перил и ее части начали сыпаться. Однако передвигаться по ней можно спокойно, она производит впечатление объекта, который еще продержится. Стены вдоль нее, разумеется, раскрашены огромными цветными граффити.
Комнаты на втором этаже похожи на комнаты на первом, но местами прохудились или просто разобраны полы. Из окон, разрисованных или разбитых, видна улица Московская и торговый центр «Архипелаг». Окна, которые ведут во двор, показывают заросшую часть территории и мусор.
Если смотреть непрофессиональным взглядом, кажется, что дом еще можно восстановить и вести в нем какую-либо деятельность. Однако в Росимуществе почему-то решили его законсервировать. Корреспондент 164.RU выяснил у председателя правления Союза Саратовских Архитекторов, зампреда Градозащитного Совета при Саратовской областной Думе Евгения Спирина судьбу архитектурного памятника.
— Проект по консервации требуется, чтобы остановить разрушительные процессы, которые могут возникать из-за погодных условий. Именно об этом идет речь, когда говорят о консервации «Дома художников». Речь не идет о том, чтобы его закрыть и никого туда не пускать.
По словам Спирина, сейчас этим направлением занимается Оксана Морозова, директор Средневолжского филиала ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».
— Оксана Васильевна удачно занимается работой с бизнесом, с государственными структурами. Делает всё для того, чтобы памятники были в надлежащем состоянии. Ничего плохого об этом сказать нельзя. Зная, что у Оксаны Васильевны в рейтинге, я уверен, что там всё будет хорошо и позитивно развиваться. Как это происходит с кинотеатром «Победа», которым тоже занимается она.
Я уверен, что в ближайшее время всё будет нормально. Та или иная схема будет отработана. И «Дом художника» приведут в то состояние, в котором он был век назад. Тенденция однозначно положительная. Просто Оксана Васильевна это не афиширует, но делает свою работу. Хорошо и качественно, — считает эксперт.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.