Мы продолжаем искать неожиданные места для прогулок в Саратове и замечаем их совершенно внезапно: достаточно осмотреться вокруг. Можно не быть прихожанином церкви, но обратить внимание, какой красотой отличаются многие территории при храмах и монастырях.
Сейчас подвисла в воздухе судьба Спасо-Преображенского мужского монастыря на Стрелке, который известен, как «химдым» — ведь на его месте располагался Саратовский военный институт биологической и химической безопасности. Идут разговоры, что в наше время военные нужнее монахов.
Поэтому мы отправились скорее снять, что происходит во дворах при саратовских храмах, пока доступ к ним открыт.
Если набрать в поисковике «двор при храме», то он выдает «клуатр» — окруженный стенами квадратный или прямоугольный в плане внутренний двор, примыкающий к комплексу зданий средневекового монастыря или церкви. Но мы будем попроще и опишем все своими словами.
Территория при Соборе Покрова Пресвятой Богородицы выделяется красивым парком с березами, лавочками и детской площадкой. В вечернее время здесь много людей: мамочки с детьми, пенсионеры и молодежь, сокрытая под сенью крон. Но не шумно.
Свято-Алексиевского женский монастырь расположился практически на горе и оттуда открывается прекрасный вид на Саратов. Территории обширна, но ее быстро можно обойти за 20 минут. Есть тернистый парк, но без лавочек, лавки только монастырские — с продажей церковных товаров. В гостинице можно остановиться паломникам. Детская площадка, несмотря на заброшенный вид, полна игрушек.
Распоряжением на тот момент премьер-министра Владимира Путина в 2010-м году Саратовской епархии безвозмездно был передан комплекс зданий военного училища химической защиты на Стрелке. Говорят, так была восстановлена историческая справедливость — на этой территории в 1920-е годы был разрушен Спасо-Преображенский мужской монастырь. С тех пор уже как 14 лет это одна из известных саратовских «заброшек». Жизнь вроде кипит, но не сильно. На входе можно отобедать: купить выпечку, мед, взять домой полуфабрикаты. Здание общежития похоже на жилое, но при этом пустует — никто не заходит, не выходит, никого не видно в окнах.
Гуляет детвора, здесь есть, где развернуться — большая территория, заросшая бурьяном. Прогуливаются мамы с колясками. В здании, похожем на административное, планируется ремонт — оттуда выносят все лишнее, например, стулья. Данее — что-то похожее на стройку, но без строителей.
Дворик при Троицком соборе, наверное, знаменитый из всех. Сад с декоративными деревьями, пруд с красными рыбками — здесь часто устраивают фотосессии гости города. Причем на входе стоит отдельный щит с указанием, что на территории храма фотосессии не разрешаются. Но тогда зачем вся эта красота? Правило о запрете на фотосъемку священнослужителей — понятно. Но рыб-то почему нельзя снимать или себя? Впрочем, несмотря на предупреждение, никто из рук фотокамеру здесь не выпускает.
Детская площадка полна детскими голосами, все лавочки заняты — некуда присесть. Много женщин. Но и отцы не отстают — пока жена была занята ребенком, один из них ходил и фотографировал розы.
А вот ворота Храма Сошествия Святого Духа к моменту, когда мы туда пришли, уже были закрыты. В 19:00 церкви прекращают свою работу.