Город Животные «Лекс — это мои глаза»: история незрячей саратовчанки с собакой-поводырем

«Лекс — это мои глаза»: история незрячей саратовчанки с собакой-поводырем

Специально обученный лабрадор-ретривер не раз спасал ей жизнь

С Лексом жизнь Татьяны стала намного проще

Как часто вы встречали слепых людей на улицах Саратова, которые передвигались самостоятельно с белой тростью или собакой-поводырем? Я — ни разу. Хотя для них даже есть сигналы светофора. Теперь я встретила ее. Татьяну узнать легко: она самая быстрая в толпе и всегда со своим другом — лабрадором-ретривером по имени Лекс. У нее сложная судьба: врачи выхаживали ее при рождении весом в 900 грамм. Получилось выходить только ценой ее глаз. Но Татьяна не унывает, а, наоборот, живет полной жизнью: работает массажистом, учится на тифлопедагога и активно путешествует. При этом окружающие не все такие же светлые и целеустремленные, а иногда люди могут даже пнуть ее собаку.

Саратовчанке Татьяне Зюзиной 26 лет. Она сирота — родители умерли, под опеку взяла бабушка. Девочка училась в специализированной школе-интернате, на каникулы и выходные ездила к бабушке в деревню. Говорит, там ее обучили всему: ориентироваться в пространстве, решать бытовые вопросы. Потом бабушка умерла. Татьяне выделили квартиру, как сироте, она начала жить в городе совершенно одна. До тех пор, пока в ее жизни не появился Лекс.

— Я родилась со здоровыми глазами, но недоношенной — шестимесячной, — рассказывает Татьяна. — Весила 900 грамм. Меня положили в кювез для недоношенных, там должна была быть определенная температура, но что-то пошло не так. Это был конец 90-х, аппараты только появились, и, наверное, медперсонал не умел работать с ними в совершенстве. Мне обожгли глаза. Но заметили это слишком поздно, когда мне было уже полгода. Врачи не сообщили, что есть проблемы, родители вовремя не поняли. Потом возили по врачам, делали операции, но спасти зрение не удалось. Я считаюсь слепой, незрячей. Но у меня осталось светоощущение: я понимаю, когда светло или темно.

Мы сидим с Татьяной в торговом центре, Лекс лежит у ее ног. Люди смотрят с интересом и прислушиваются к беседе.

 Как вы представляете этот мир? — спрашиваю я.

— У меня есть два брата: старший и младший, они мне его описывали, рассказывали про цвета. Они ощущаются как теплые или холодные. Красный и желтый, например, теплые, черный и синий — нет. Многое дали в школе-интернате, там помогают адаптироваться. Сейчас есть специальные приложения для слепых «Особый взгляд» с тифлокомментирями. Например, когда смотришь фильм, слышишь диалог, а тебе описывают, что происходит на экране. Раньше такого не было, а сейчас с появлением сенсорных телефонов стало гораздо проще.

Люди не всегда понимают, что Лекс — это татьянины глаза, и не хотят видеть собаку в общественных местах

Татьяна рассказывает, что училась в медколледже для студентов-инвалидов по зрению в Ульяновске. Таких колледжей всего несколько по стране. Она освоила профессию массажиста, работает в саратовской поликлинике. Здесь же проходила практику, и ее взяли на постоянную работу. Девушка рассказывает, что стала самостоятельно ездить по городу, когда ездила домой к бабушке, в гости к друзьям, ходила на курсы подготовки к ЕГЭ.

 Как понять, что на остановку приехал нужный транспорт?

— В этом немного сложно, потому что в Саратове нет «Умного транспорта». Это специальное приложение, актуальное для Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Там указывается, во сколько приедет транспорт, сколько остановок надо проехать и так далее. Поэтому здесь без помощи людей мне не обойтись. Лекс уже знает команду «остановка» и ведет к ней. А я спрашиваю у людей, какой транспорт подъехал, или подхожу к маршрутке: «Подскажите, пожалуйста, какой номер». Мне отвечают. Некоторые водители нас уже знают и сами говорят: «Тройка, заходи». Мы часто ездим, примелькались. Есть социальное такси, бесплатное для инвалидов, но его надо заказывать сильно заранее.

У «Яндекса» есть мобильные приложения, адаптированные для людей с нарушениями зрения, в том числе такси. Помимо того, что приложение «Яндекс Go» поддерживает программы экранного доступа, там есть «Экран Специальных Возможностей». Я могу выбрать, что буду с собакой-проводником. Это очень удобно, водители уже знают, кого ожидать, как помочь. Также я пользуюсь доставкой. Это очень удобно и делает меня более независимой.

 А как ориентируетесь в магазине?

— Честно говоря, не так часто хожу, поскольку удобнее доставка. А так прошу помочь консультантов, продавцов, заранее пишу список необходимого на телефоне. Мне читают срок годности, говорят, какие товары по акции. В районе, где я живу, меня уже все знают. За одеждой, конечно, хожу с кем-то. Как она на мне смотрится, не вижу. Но примерно представляю: что-то пышное или облегающее. Платье делает женственной, костюм — строгой. Есть ощущение в одежде, когда надеваешь и понимаешь «твое» или нет. Мне могут сказать: «Ой, тебе идет!», а нет, мне некомфортно. Или наоборот. Но мы успешно справляемся.

«Он мне как партнер, но иногда ведет себя как настоящий ребенок»

 Как в вашей жизни появился Лекс?

— Я давно задумывалась о собаке-поводыре. Мне еще бабушка про них рассказывала. Но поначалу не могла позволить себе финансово. Когда получила квартиру, окончила учебу в медколледже, стало попроще и я подала документы на собаку. Много читала, следила за соцсетями и знала про каждого щенка. Было очень интересно, какой будет моя собачка. Я скупала много всяких вещей для собак, которые, как потом выяснилось, совершенно не нужны, — смеется Татьяна. — Но мне так хотелось подготовиться. За Лексом я ездила в учебно-кинологический центр в Москву, училась две недели, мы сдавали экзамен. Теперь свою жизнь без него я не представляю.

Полное имя Лекса — Оливер Блэкстар. Ему 2,5 года. Татьяна говорит, что они всегда вместе: «Куда я, туда и он». Летали на самолетах, ездили на поездах, катались на теплоходе, отдыхали на море.

Лекс часто спасал Татьяну на дорогах

 Как на Лекса реагируют окружающие? Бывает, что негативно?

— Бывает, но, скорее не негативно, а с недопониманием. Поводырей и тех, кто с ними ходят, немного, например, в Саратове всего 10 человек, про нас мало кто знает. Поэтому нужно объяснять, что собака — это наши глаза. Мы имеем право передвигаться с ними по разным местам, собака имеет право быть без намордника. На случай, если я что-нибудь уроню, Лекс поднимет, — говорит Татьяна и Лекс легко это демонстрирует в ТЦ.

— Неприятные случаи тоже были. Могут не пустить в транспорт. Кто-то боится собак, кричит: «Наденьте намордник». Одна женщина особенно ругалась, даже толкнула его. Такую собаку обижать нельзя — пришлось ей отдельно объяснять. Как-то в поезде не хватило мест в купе для инвалидов, и мы поехали в обычном. Люди там возмутились, что не хотят ехать с собакой. Мы пошли на уступки и поменялись местами в купе, где люди были более лояльны. Хотя имели полное право ехать на своих местах. Но зачем травмировать людей.

Татьяна рассказывает, что Лекс не раз спасал ей жизнь: предупреждал о проезжающей машине или огромной яме.

— Из-за строительства скоростного трамвая ямы с трамвайными путями часто не огорожены. Если бы не Лекс, я бы провалилась, и мы бы с вами уже не разговаривали, — признается Татьяна.

Белая трость Татьяне тоже нужна — благодаря ей, она понимает, что за препятствие впереди.

— Надо понять, что это: яма, ступеньки, какой высоты, вверх или вниз, какой ширины лужа. Лекс же не может сказать, — улыбается Татьяна. — Но знает команду «голос». Допустим, когда я выхожу из моря или бассейна, он подает голос, чтобы обозначить где находится, где моя одежда, полотенце.

При этом Лекс научился хитрить: за правильно выполненную команду Татьяна благодарит его вкусняшкой, и он как-то раз начал специально останавливаться, имитируя препятствия, чтобы ее заполучить.

— Он мне как партнер, но иногда ведет себя как настоящий ребенок, — с любовью говорит собеседница. — В свободное время мы изучаем с ним трюки, из которых потом можем поставить танец — есть такое кинологическое направление. Благодаря Лексу мы познакомились с моим молодым человеком: ходили вместе заниматься к кинологу. Но у него собака не поводырь, он зрячий.

У Татьяны активный образ жизни, она много гуляет, путешествует, ходит в кино и на концерты. В свободное время слушает аудиокниги: по дрессировке, кулинарии, любит фентези. Готовить тоже любит и говорит, что с современной техникой это достаточно легко. Плюс есть всякие мелочи в помощь: мерные ложки, чистилки.

Собака-поводырь — это не прихоть, а жизненная необходимость

— Людей с инвалидностью, кто ведет активный образ жизни, мало, поэтому они в диковинку. На самом деле человек может ко всему приспособиться, главное желание и стремление. Это не так сложно, как кажется, просто мы используем другие ресурсы. Незрячие так же живут полной жизнью, создают семьи, рожают детей. Нет ничего невозможного.

Чтобы привить эту любовь к жизни другим, Татьяна сейчас заочно учится в Педагогическом институте СГУ на тифлопедагога — это специалист, который обучает ребят с серьезными зрительными нарушениями и помогает в реабилитации людям, потерявшим зрение.

Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Лучше поехать в Сочи». Путешественник из России назвал единственную причину не отдыхать в Тбилиси
Анонимное мнение
Мнение
«Он выбирает любую идею, чтобы побороться за свою идентичность»: психолог — о том, что делать, если ваш ребенок — квадробер
Анонимное мнение
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: россиянин — о жизни в нетуристической Болгарии
Анонимное мнение
Мнение
Новая стипендия целевикам не сможет возродить сельскую медицину: ищем варианты спасения
Анонимное мнение
Мнение
«Это не жизнь, а выживание». Повар детского сада — о том, как работает с зарплатой в 16 тысяч рублей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления