Мир переехал в интернет целыми городами и странами. Атлас автодорог России есть, но уже необязательный атрибут в каждой машине. Достаточно открыть Яндекс Карты и оказаться в любой точке страны и на любой улице. Можно даже рассмотреть местных жителей. Только узнать их не получится — нейросеть скрывает лица и не раскрывает персональные данные. Оператор рассказал о нюансах съемки.
Качество съемки решает техника и мастерство оператора Руслана. Для того чтобы город выглядел на панорамах, как настоящий, нужно сделать тысячи фотографий. Для каждого населенного пункта составляется свой план съёмки. В больших городах в обязательную программу входят уличные панорамы центра, всех главных улицы, интересных мест на окраинах, популярных пригородов и дворов. Саратов в последний раз обновлялся в 2021-м году. Мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург снимают чаще, примерно раз в год.
— Лучше всего на панорамах улицы выглядят без пробок и в хорошую погоду. Для наземных съёмок лучше выбирать солнечные дни. Мы выезжаем ранним утром, когда на дорогах ещё не так много машин, — рассказывает Руслан. — Съемка происходит как с автомобиля, так и вручную в зонах, куда нельзя попасть на машине. На прямых пешеходных улицах снимки делаются раз в 15 метров, а крупные памятники снимаются вокруг с четырех сторон. В каждой точке оператор вращает камеру и делает фото через каждые 30 градусов — суммарно получается шесть снимков, из которых позже собирается панорама.
Каждый погожий день, когда съемка удалась, оператор скидывает данные в продакшн, где они соединяются в единое полотно.
— А какие-нибудь приколы попадают на снимки?
— Если честно, я уже и не вспомню, все проходит в рабочем режиме, — отвечает Руслан. — Бывало, что в кадр попадали косплейщики или люди, которые узнают нас, и машут руками. Если такой момент попадает, то скорее всего, он останется и сделает панораму интереснее. Единственное что — на итоговых снимках нейросеть блюрит лица людей и номера машин.
На панорамах улиц пользователи могут виртуально перемещаться по городу. Эффект прогулки создается тем, что панорамы сменяют друг друга — пользователь как будто идёт по улице. Для быстрой загрузки Яндекс Карты загружают не всю панораму целиком, а только видимый пользователю фрагмент. Для этого панорамы разрезаются на небольшие квадраты — тайлы. Размер одного тайла — 256 на 256 пикселей.
«Командировки бывают по полгода»
Для того, чтобы сделать снимки с панорамомобиля, на крышу машины со штативом, устанавливается съёмочное оборудование с несколькими фотокамерами. Специальная установка закрывает камеры от дождя и ветра и надежно крепится. Дальше машина на низкой скорости двигается по намеченному маршруту, и через каждые 15-30 метров фотокамеры одновременно делают снимки — поэтому на панорамах можно смотреть в любом направлении.
— Лучше всего проводить съемки летом. Бывает, что попадаем в сезон дождей, это время приходится пережидать, — говорит Руслан. — Зимой снимаем в южных регионах. Командировки бывают по полгода. Если погода хорошая, есть детальная разметка, то можно отснять город за месяц-два.
Оператор рассказывает, что объездил с водителем уже 20-30 городов: Ростов на Дону, Нижний Новгород, Казань, Новокузнецк, Томск, Омск и другие. Причем он сам родом из Иркутска.
— Интересно ездить по России, смотреть города, знакомиться с людьми, местным менталитетом. Везде свои культурные особенности, национальная кухня, инфраструктура городов.
— Как вам Саратов?
— Хороший город с шикарной набережной. Интересно, что соединен с другим городом красивым мостом. В Энгельсе, кстати, мы уже тоже снимали.
— Вы, как моряки, можете уехать на полгода, — шучу я об особенностях работы.
— Если человек семейный, то вторая половина может пойти навстречу, — говорит Руслан. — Тем более, как правило, в межсезонье мы отдыхаем.