Телеканал «ОТР» выпустил передачу про уездную медицину в Саратове. Выпуск стал очередным сюжетом о развитии медицины в дореволюционной России.
— С появлением уездной медицины доступ к здравоохранению получили самые необеспеченные, а медицина пошла по пути социальной службы. В Саратове на налоги мещан открылась городская больница — бесплатное лечение оказалось столь востребованным, что последующие 30 лет она только прирастала зданиями, — рассказывает корреспондент Мария Карманова.
Постепенно врачи и фельдшеры стали попадать и в сельскую местность. Например, революционерка Вера Фигнер (член Исполнительного комитета «Народной воли», позже эсерка) отработала десять месяцев фельдшером в селе Вязьмино Саратовской губернии. По ее воспоминаниям, селяне появление «лекарки» считали «диковинкой».
В Саратове же богатые местные жители начали вкладывать средства в открытие медицинских учреждений. Так, на деньги Дарьи Поздеевой, супруги почетного мирового судьи, гласного городской думы и купца Ивана Поздеева, было построено здание детской больницы. Больница была возведена в 1899 году. Тогда она находилась на окраине города на Большой Горной, 100. Сейчас это практически центральная часть города. Сейчас здание является городской достопримечательностью и не служит целям здравоохранения.
Тогда, более 100 лет назад, в больнице от инфекционных заболеваний лечили детей. Лечебное учреждение выбрали именно в этом месте неслучайно: там уровень детской смертность достигал 40%.
Еще одним прорывным лечебным учреждением дореволюционного Саратова стала клиника глазных. Она открылась благодаря бывшему крепостному крестьянину, врачу-офтальмологу Михаилу Волкову. В поисках прототипа саратовского медцентра он посетил множество европейских стран. В итоге его глаз остановился на клинике глазных болезней в Мадриде (Испания).
Врач «скопировал» ее настолько удачно, что медучреждение в Саратове в этом году отметит свое 120-летие.
Также в начале XX века в Саратове открылась первая в стране клиника болезней уха, горла и носа. Первый рентген-аппарат появился в частной клинике доктора Николая Штерна. В ней, среди прочего, можно было получить услуги, как бы сказали сегодня, спа-центра. Медцентр даже давал рекламу в газету. От него даже остался прейскурант. Например, ванна из лимонной или морской соли рубль и 50 копеек, столько же паровая и воздушная ванна, а водолечение — 30 рублей в месяц. Для сравнения — фунт вареной колбасы стоил 20 копеек.
Правда, такие процедуры могли позволить себе лишь обеспеченные горожане.
Сам Николай Штерн смог продолжить работать в клинике после ее национализации, а также стал основателем кафедры лучевой диагностики, которая сейчас носит его имя.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.