Здоровье Спецоперация на Украине Спасти рядового СВО: как саратовские врачи помогают бойцам на гражданке

Спасти рядового СВО: как саратовские врачи помогают бойцам на гражданке

Востребованы психологи и хирурги

Потеря конечностей — очень распространенная травма на СВО, с которой тяжело справиться не только физически, но и психологически

Источник:

Спецоперация на Украине — новая веха в истории России, изучением которой займутся потомки. Мы находимся внутри ситуации и оценивать ее можем по-разному. Но факт остается фактом — людям, которые возвращаются оттуда, надо помогать. Задача врачей по спасению жизней тоже встала на новые рельсы. Оказание медицинской помощи военнослужащим, побывавшим на поле боя, а также членам их семей имеет немного другую специфику, чем в мирное время. Мы узнали, на чем она строится в Саратове.

Первым делом мы отправляемся в Саратовский городской психоневрологический диспансер. И в этом нет ничего удивительного: психологическая помощь не менее важна, чем остальные виды помощи. Страна переживает стресс, и впереди у многих на этом фоне посттравматическое стрессовое расстройство. Практически с начала СВО врачи саратовского ПНД прошли дополнительные курсы по оказанию помощи лицам с этим тяжелым расстройством. Но обо всём по порядку.

«Запросов больше от родителей и членов семей, где есть военнослужащий»

На базе ГУЗ «СГПНД» круглосуточно и анонимно работает кабинет «Телефон доверия». Заведующая амбулаторным психотерапевтическим отделением Людмила Беляева рассказывает, что это первый шаг для помощи бойцам СВО и членам их семей, которую оказывают психотерапевты, психиатры, медицинские психологи. Кабинеты специалистов располагаются во многих поликлиниках Саратова.

— Запросы — обычно страх, тревога за своего сына, мужа, — говорит врач. — Даже больше запросов от родителей и членов семей, где есть военнослужащий, чем от них самих. Родственникам поддержка необходима в первую очередь, особенно детям. Детские психологи у нас тоже есть.

В психоневрологическом диспансере помогают справиться со страхами, тревогами и депрессиями

Источник:

Людмила Беляева рассказывает, что в зависимости от тяжести состояния обращающегося, оказывают различные виды помощи, подбирают индивидуальные методики лечения. С родственниками работать легче, чем с самими бойцами.

— Посттравматическое стрессовое расстройство — распространенное психическое заболевание, развитие которого связано с воздействием на человека угрожающего события или серии событий чрезвычайной силы и опасности для человека, — говорит она. — Чаще всего эти расстройства проявляются у участников военных действий. В структуре данного заболевания могут присутствовать расстройства настроения (тревога, депрессия), суицидальное поведение, расстройство сна, различные соматические расстройства.

Проявление первых симптомов ПТСР, как правило, происходит в течение трех месяцев после воздействия травмирующего фактора. Однако известны случаи, когда симптомы заболевания проявляются спустя годы после событий.

Как говорит специалист, клиническая картина у всех протекает по-разному. Могут появиться симптомы возбудимости нервной системы: человек может вздрагивать от хлопка, стука, резко реагирует на незначительные жизненные ситуации, раздражается без всякого повода. Даже резкий звонок телефона может выбить его из колеи. Могут возникнуть головные боли, нарушается способность к запоминанию и концентрации внимания, могут возвращаться воспоминания о пережитом расстройстве, которые обычно сопровождаются страхом, безвыходностью или ужасом. Нарушается сон, снятся кошмары или развивается бессонница.

По словам врача, это первые звоночки, что что-то пошло не так. Люди могут стать нервными, озлобленными, раздражаться по незначительным событиям. К таким состояниям могут присоединиться алкоголизм и наркомания.

— Есть успехи в лечении?

— Конечно, люди возвращаются к нормальной жизни. Но, как я уже сказала, это длительный процесс. Они долго находятся под наблюдением, проходят осмотры, им надо поддерживать лечение.

«Мужской голос вызывает больше доверия у военных»

Кабинет «Телефон доверия» — это то, с чего, образно говоря, начинается родина для желающих победить свои страхи, тревоги и недуги. Меня проводили в «святая святых». Кровать, холодильник, чайник, компьютер и три телефона, из которых один — многоканальный. Все условия для того, чтобы помогать круглосуточно.

Реван Джафаров общается не только с бойцами, вернувшимися с фронта, но и с их детьми

Источник:

— Звонков поступает много, — говорит медицинский психолог Реван Джафаров. — Есть периоды, которые мы связываем с погодными условиями, когда у людей растет тревога, усугубляется депрессия. Наш телефон практически стал федеральным, поскольку звонят не только из Саратова и Саратовской области, но и из других регионов…

Звонят чаще родственники: им лучше видно со стороны, как меняется человек и его поведение.

Специалист отмечает, что профессиональные военнослужащие тоже обращаются. Им проще отследить свое состояние, они уже научены опытом. И что немаловажно: мужской голос в телефонной трубке вызывает у них больше доверия, чем женский. Они могут уточнить, когда на связи будет мужчина. Соответственно, женщинам проще поговорить со специалистом своего пола.

— Часто бывают звонки по поводу детско-родительских отношений, — говорит Джафаров. — Дети-подростки сильно переживают различные ситуации, в том числе участие родственника в СВО. Мы помогаем всем.

«Оказание помощи в мирное время и на поле боя — разные вещи»

Главный внештатный специалист по хирургии Министерства здравоохранения Саратовской области, врач-хирург Областной клинической больницы Владислав Мельситов рассказал, что с началом СВО медикам пришлось вспомнить основы давно забытой военной медицины.

— Опыт первых боевых действий показал, что врачи гражданского звена оказались незнакомы с характером оказания помощи таким пострадавшим, — пояснил он. — В срочном порядке специалисты прошли курсы обучения, чтобы вспомнить эту этапность оказания помощи, специфику ранений, действий при массовом поступлении пострадавших, то есть основы тактической медицины и других направлений.

Специалист объясняет, что оказание помощи в мирное время и на поле боя — разные вещи. Тем более особенность СВО в том, что применяются новые виды боевых элементов, используются БПЛА.

— Когда применяется высокоэнергетическое оружие, преобладают серьезные травмы. Как правило, сочетанные. Это означает, что повреждается нескольких анатомических областей. Допустим, черепно-мозговая травма сопряжена с травмой конечностей, грудной клетки, брюшной полости и так далее, — рассказывает врач. — Благодаря бронежилетам, каскам, характер ранений сместился в пользу более поверхностных, осколочных ранений. В основном это конечности и область малого таза.

Огнестрельные раны часто являются первично-инфицированными. То есть всегда в раневом канале присутствует инфекция, которая туда попала с элементами одежды, грязью и так далее.

Использование поражающих элементов приводит к размозжению мягких тканей, повреждению скелета, магистральных сосудов, массивной кровопотере. Поэтому в боевых условиях при получении такой травмы огромное значение имеет временной фактор. В условиях боя при массивной травме, чтобы спасти жизнь человеку, часто выполняются первичные ампутации.

— Они выполняются гильотинным образом, то есть без ушивания мягких тканей, — рассказывает Мельситов. — Тем самым спасают жизнь солдатам. После формирования культи конечности современные бионические протезы позволяют восстановить потерянную функцию конечности. Последующая реабилитация пострадавших даст возможность социализировать и вернуть к полноценной жизни военнослужащих.

Для оказания специализированной медпомощи участникам СВО в Саратовской области развернуто 120 коек во 2-й горбольнице им. В. И. Разумовского.

Владислав Мельситов, как и другие хирурги, столкнулся с новым опытом — военной хирургии

Источник:

База выбрана неслучайно — там изначально функционировало отделение гнойной хирургии на 60 коек со специалистами, максимально знакомыми с характером боевых ранений. Ряд пациентов направляется на лечение в 1-ю городскую больницу, а также ОКБ — в основном это пациенты с тяжелыми повреждениями магистральных сосудов, черепно-мозговыми травмами, либо те, кто нуждается в заместительной диализной терапии.

— В настоящее время используются все достижения современной медицины. Накоплен большой материал. Опыт приобрели как военные, так и гражданские специалисты. Впоследствии эти знания могут использоваться не только для помощи пострадавшим бойцам, но и в случае крупных катастроф, — резюмирует специалист. И добавляет, что при благоприятном исходе и восстановлении здоровья бойца, по последним данным, 40–60% из них возвращаются на передовую.

Продолжение следует

Мы заинтересовались, что делать тем, кто в силу полученных ранений и травм никогда не сможет вернуться ни на СВО, ни на работу. Речь идет о паллиативных больных, тех, кто лишился конечностей. Об этом — в следующем материале.

Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления