— Вы не пройдете, даже не пытайтесь! Там воды по колено! — с балкона третьего этажа дома № 27 по улице Маршала А. М. Василевского в Энгельсе нас окликнул пожилой мужчина. В это время, прыгая по деревянным настилам, мы пытались посмотреть, что происходит в затопленных подъездах дома.
— А вы как на улицу выходите? — поинтересовались журналисты.
— Никак! — буркнул пенсионер.
В Энгельсе в поселке Мелиораторов сточными и паводковыми водами затопило целый микрорайон. Но местные власти, вместо того чтобы откачать воду, постелили деревянные настилы, чтобы люди могли выйти из подъезда. Если вода поднимется еще немного, из досок смело можно будет сколачивать гондолы и пускать вдоль местных домов, а гондольеров нанимать из числа электриков. После затопления электроприборов и счетчиков в подвалах они всё равно станут не нужны. Корреспонденты 164.RU побывали в месте ЧП и попытались разобраться, в чем причина местного катаклизма.
«Вонь страшная!»
Сильнее всего затопило дом № 27 по улице Маршала А. М. Василевского. Вода там полностью скрыла дорогу перед домом и почти целиком детскую площадку с парковками перед подъездом. Жильцы выходят из дома только в высоких сапогах. Машины стоят посреди воды сиротливо — ими никто не пользуется. Накануне приехали рабочие от администрации района и постелили деревянные доски поверх поддонов. По ним жильцы теперь могут выбираться почти сухими из дома. Почти, потому что когда по ним идешь, доски прогибаются и подошва обуви окунается в воду. Так администрация временно решила проблему горожан.
— Видите, до третьего подъезда щитов не хватило. В моих «суперсапожках» можно выйти и дойти до магазина, — местная жительница Людмила показывает на свои высокие резиновые сапоги до колена. В этот момент из соседнего подъезда выходят двое родителей в высоких сапогах. Отец несет маленького ребенка на руках. — Мы устроили скандал, они приехали, сделали селфи, что они качают воду. Я стояла на балконе и засекала время. Они стояли четыре минуты ровно и уехали. Время 17:00, никого уже не было. В 18:00 привезли и начали кидать щиты. В чате администрации мне написали: «Скажите спасибо, что вам щиты положили».
— У нас похожая ситуация была в ноябре 2022 года. Тут была куча машин, и они двое суток без остановки качали воду. Они нас тогда «откачали». Сейчас это произошло, потому что не работает городская КНС (канализационная насосная станция. — Прим. ред.). Вон там коллектор, он всю зиму тек и был забит, в том числе наледью, — говорит подошедшая соседка.
Жильцы говорят, что писали уже и в канал главы района, и губернатора, но безрезультатно.
— У нас остался только один выход — на первый федеральный канал выйти. Вонь страшная. Я живу на пятом этаже и на пятом задыхаюсь уже. Мыши у нас бегают, а не ходят, по натяжным потолкам. На них видно ночью их лапки, как они ходят, на первом, втором и третьем этажах. Нас администрация в лице главы района Дмитрия Плеханова не слышит вообще, — говорит Людмила. — Сейчас каникулы, а в понедельник дети должны пойти в школы, на кружки, в секции. Но они из подъезда не выйдут!
— Я сына к бабушке отправила жить, говорю, ты отсюда не сможешь выйти, — вторит ей соседка.
На вопрос, как они покупают продукты, жильцы сказали, что те, кто может выходить, покупают продукты себе и заодно дедушкам-бабушкам, которые не могут выйти из дома.
В этот момент с балкона четвертого этажа слышится голос:
— Надо, чтобы с люлек, чтобы спасатели подавали нам прямо со стрелы продукты, — это пожилой мужчина вышел покурить.
— А как вы выходите на улицу? — спрашиваем.
— Не выходим, — отвечает он и на время скрывается в квартире.
Местная жительница вновь показывает на окружающие нас лужи:
— Это всё вокруг продукты нашей жизнедеятельности, прямиком из коллектора. Теперь мы ждем отключения воды, чтобы мы не пользовались канализацией в таком объеме, — невесело шутит женщина.
Мы обошли дом со стороны затопленной дороги. В этот момент подъехал небольшой ГАЗ с цистерной, на борту которого красовался покрытый пылью логотип МБУ «Городское хозяйство». Объем цистерны — пара-тройка кубических метров, очевидно, что он не справится с количество воды.
— Вы же ничего не откачаете! — кричим ему через дорогу. Насос ревет на всю улицу, но смысл его действий стремится к нулю.
Мужчина пожал плечами и показал знаками, что работает тут один и больше ничего не сделает. Откачав небольшую часть воды, машина скрылась.
Дети в безопасности
Мы направились к двум старым трехэтажным кирпичным общежитиям. К ним из-за разлившейся воды трудно было подобраться. Заглядывали в разбитые окна, часть людей, видимо, уже расселили оттуда. На входе висело объявление, что дом расселят до 31 декабря 2025 года. Внутри в подъезде сильно пахло сыростью, а на стенах нацарапаны типичные колоритные надписи, какие и размещают в подъездах старых домов. Оба здания из красного кирпича несильно вписываются в ландшафт. Они находятся по адресу Российская, 50 и 52. Вокруг частные дома, построенные явно в 2000-е годы, и многоэтажка, а за большим щитом — танк и бывший ночной клуб «Росинка». Пушка танка направлена на частный сектор, а на башне надпись: «За Покровск!».
За «Росинкой» мы набрели на детский сад «Колосок», под номером 65. Вся его детская площадка затоплена водой. Торчащая из воды машинка с надписью МЧС добавляет происходящему то ли печального колорита, то ли злой иронии. Обычно дети играют на площадках, сейчас же лишь выглядывают из окон.
— Паводок весенний — от него никуда не деться. Дети в безопасности. Потому что у нас где затоплено — новое здание, оттуда группы убрали, — объяснила вышедшая из здания заместитель заведующего Вера Кочетова. Она уверила нас, что в детском саду всё в порядке, хотя подвал здания и затоплен. Показать, что происходит в детском саду, она наотрез отказалась, побоявшись последствий от начальства. — Мало ли? А потом за это «получу»! Я вам говорю, что, да, подтоплено. Но безопасности детей ничего не грозит — мы их вывели.
На вопрос, много ли детей перестали ходить в сады из-за бедствия, женщина лишь махнула рукой.
— Сейчас родители сами будут дома сидеть, а детей в школы и сады отправят, — сказала она.
«Помычал и покивал»
В подъездах дома № 32 по улице Маршала Василевского ужасная вонь — там невозможно нормально дышать. Подвалы почти новых десятиэтажек затоплены водой по грудь взрослому человеку. Сантехник по имени Олег показал нам вход в подвал — вода стоит выше ручки двери. Он рассказал, что днем ранее спускался туда в гидрокостюме, чтобы отключить насос и попробовать спасти оборудование. Жильцам ненадолго отключили электричество.
Теперь у верхних этажей, выше восьмого, почти нет тепла и совсем нет воды: ни холодной, ни горячей. Между тем вчера было холодно и сильный ветер. Жильцы с маленькими детьми замерзли на верхних этажах. К нам подъехала директор управляющей компании «Тис» Юлия Иванова. Ее фирма обслуживает несколько домов на Мелиорации, Кирпичном поселке и еще в ряде домов в Энгельсе. В затопленном подвале дома, по ее оценке, испорченного оборудования на несколько миллионов рублей. Все эти потери УК будет взыскивать через суд у администрации района.
— Мы проводили собственное расследование, беседовали с людьми из МКУ «Городское хозяйство», которые откачивали воду. Потом появился какой-то мужчина из администрации в красивой одежде. Помычал, покивал головой сочувствующе и уехал. Они говорят, что у них забился городской коллектор. Что с этим делать и где забившееся место, я точно не знаю. Ездила в «Водоканал», мне жалко своих рабочих. Что они ни делают, всё бесполезно, коллектор старый, — возмущена Иванова.
По ее словам, сантехник Олег сумел хоть что-то спасти: насосы, электрощитки, электрооборудование, клапаны. Всё оказалось затоплено. Пока мы беседовали с Юлией, к нам подошел красивый пушистый кот, который начал самым наглым образом тереться о ноги журналистов. Вот уж кого не беспокоят проблемы людей.
— Я всё фиксирую: фото, видео, звонки и сообщения. Материал собираю для суда. Точно не жители будут компенсировать свой счет потерю дорогого оборудования. Когда мы сами можем пробить засор, мы лишний раз «Водоканал» стараемся не дергать. Но чтобы так как сейчас — такое в первый раз. Когда мы начали им звонить, воды было чуть-чуть. Если бы они сразу отреагировали… Я тогда сразу написала главному инженеру SMS, я его заскринила.
Одна из ответственных по дому добавила, что она тогда же позвонила в аварийную службу «Водоканала».
По словам Юлии, звонить в аварийку бесполезно: они ответят, что приняли, а ожидать службу можно сколько угодно. Раньше она писала главному инженеру, когда была «патовая» ситуация, он никогда не отказывал и всегда помогал. Но тут действительно разрешение проблем оказалось не в его силах.
— Он же не прыгнет выше своей головы! Вчера позвонила в администрацию и написала в чат Плеханову. Всё оказалось бесполезно, — сказала глава УК.
Изношенность — сто процентов
Пока готовился материал, энгельсская администрация дала разъяснения происходящему.
Глава района Дмитрий Плеханов пояснил, что произошла серьезная авария на самотечном коллекторе, который идет на КНС № 6.
— По этому коллектору скачивается нижняя терраса от улиц Колотилова и Маршала Василевского. Из-за стопроцентной изношенности, верхний свод коллектора обрушается целыми участками.
Плеханов сообщил, что обратился к губернатору региона с просьбой полной замены коллектора длиной 1,4 километра.
— Своими силами ни «Водоканал», ни район такой объем работ профинансировать не сможет, — добавил глава муниципального образования.
Вопрос, что делать людям и сколько это будет продолжаться, остался открытым.