Улица Киселева в Саратове известна тем, что там располагается множество похоронных агентств и связанных с этой сферой бизнес-проектов. Несколько фирм находятся на участке от Рахова до Чапаева, но большая часть — в промежутке от Вольской до Горького. Также там несколько салонов красоты и магазинов. Другие бизнес-проекты тут долго, как рассказывают местные, не задерживаются.
Почти все дома на этой улице — памятники архитектуры конца XIX — начала XX века, и большинство из них в неухоженном состоянии. Что совсем не мешает продавцам ритуальных услуг тут работать. Они сконцентрировались вокруг специализированного отдела госрегистрации актов гражданского состояния смерти по Саратову. Людям, получившим справки о смерти родных, удобно выйти и сразу получить необходимые похоронные услуги: купить гроб, оградку, надгробный камень, венок, заказать место на кладбище, найти место и прочее.
Впрочем, людям, проживающим здесь же, они не сильно мешают. Их беспокоят другие вопросы: власти плохо убирают снег, здесь часто происходят пожары, не везде есть нормальные коммуникации. Об этом корреспонденту 164.RU рассказала Светлана Сячинова, которая проживала здесь с 2001 по 2022 год.
— Я там жила с 2001 года по 2022-й. Более 20 лет. Похоронные конторы там в 2001 году уже были. Но, конечно, не столько, сколько сейчас. Сейчас у меня такое ощущение, что они в каждом втором доме. Вот освобождается какое-то помещение, оно стоит недолго, пустое, а потом через очень короткий промежуток там появляется похоронное агентство. То есть другие бизнесы там как-то заводятся, но держатся недолго, — начала рассказ бывшая жительница улицы.
По ее словам, если какой-нибудь продуктовый магазин или что-то подобное появляется, то также быстро закрывается, в отличие от похоронных агентств. Затем помещение освобождается, и в него въезжают похоронщики. Пройдясь по улице, мы насчитали более двух десятков различных контор, связанных с похоронами тем или иным образом. Светлана считает, что с 2022 года в этом отношении на Киселева мало что изменилось.
— Запаха формалина там нет. В самих «похоронках» трупов нет, как в морге. Там просто похоронные принадлежности: памятники, венки и гробы. Ну и фотографии на памятники. Заходишь: тетка сидит, и вот это всё, а больше ничего нет. Ну и подъезжают катафалки, такое бывает. Может быть, конечно, какие-то трепетные люди на это обращают внимание, проходя мимо: «Какой кошмар! Ужас, как здесь люди живут?» Но мне это вообще не мешало никак — я на это внимание не обращала, — продолжила Светлана.
Она считает, что если приложить к улице «руки и деньги» и если бы у кого-то появилось желание и возможность, то там можно было бы сделать красивый квартал. Центр: всё рядом, всё близко — поэтому удобно. Она считает, что на улице есть проблемы посерьезнее, чем «похоронки».
— Там на самом деле проблемы другого плана, «похоронки» — это не самое страшное. Собственно, «похоронки» там почему? Потому что там служба ЗАГС, которая выдает свидетельство о смерти. Она там историческая — не знаю, с каких времен. Сначала муниципальная контора была, «Ритуал», или как она называется. Потом начались всякие разные ее ответвления коммерческие, многочисленные. Просто потому, что удобно получать справку и тут же покупать венок, условно говоря, вот они и стали там появляться.
Там проблем гораздо больше чисто бытовых и коммунальных. Улица это центральная, под носом у мэрии. Ее там практически никогда не чистят зимой. То есть если снежная зима, то сугробы могут быть выше окон на первом этаже. Потом улица узкая, и там высокая запаркованность, там всегда стоят припаркованные машины. Очень часто бывает так, что если такси приезжает, ему негде встать. Они говорят: «Мы не можем к вам проехать, стоим на улице Горького, вы к нам выходите». Это в любое время года, — описала жительница Саратова.
Она добавила, что на улице постоянно текут трубы и часто бывают пожары — бич для жителей улицы.
— Поскольку там старые дома, красивые, во многих из них печное отопление. И из-за разгильдяйства людей на Киселева часто бывают пожары. То здесь кто-то загорелся, то там. Только в нашем доме за 20 лет было четыре пожара, — отметила Светлана.
Только проблему «шинков» (мест, где разливают крепкие напитки. — Прим. ред.) и пьянства удалось решить за последние годы, отмечает горожанка.
— Когда я туда только переехала, и на протяжении довольно долгого времени там были «шинки». Они были практически в каждом дворе. И Киселева называли «пьяной улицей». Сейчас, конечно, уже такого нет. То ли менты их позакрывали, то ли люди перестали этим заниматься, — резюмировала она.
Прогуливаясь по Киселева, я встретил трех пожилых женщин, традиционно усевшихся у входа в один из местных домов. На вопрос, не мешают ли им похоронные агентства, они сказали, что все эти конторы тут давно, еще с 1980-х годов, когда в стране начинали появляться первые бизнес-проекты.
— Они нам совершенно не мешают. Гораздо большая проблема — снег, который зимой никто не убирает. И припаркованные машины зимой этому не мешают, просто техника сюда не заезжает в принципе, — заключила одна из женщин.