В Энгельсе 18 марта жительница двухэтажного дома провалилась в туалете в заполненный водой подвал. В местных сообществах «ВКонтакте» опубликовали видеозапись последствий. По словам авторов сообщения, она пробыла там несколько часов, пока ее не вытащил прибывший домой сын. Оказалось, что в подвал провалилась вся ванная комната.
Все произошло вечером в доме № 39А на улице Вокзальной. Ночью на место ЧП выезжал районный зампрокурора Владимир Горин и глава Комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации Энгельсского района Владимир Нежданов, чтобы оценить обстановку. Сообщалось также, что пострадавшую отвезли в больницу, но в районной мэрии заявили, что от госпитализации она отказалась.
Корреспондент 164.RU отправился на место происшествия и пообщался с владельцами двух квартир этого дома, которые были признаны аварийными. О втором помещении речь пойдет чуть ниже.
Дом из красного кирпича окружен новостройками компании «Новый век». Рядом со стороны улицы Маяковского видны агитационные плакаты: «Время выбирать» с изображением пожилой семьи и «Время России» с ледоколом «Арктика» на обратной стороне. Баннер стоит вдоль дороги со старыми частными домами, неасфальтированные тротуары покрыты глубокой грязью после сошедшего недавно снега.
Рядом с домом стройка, очередную многоэтажку возводят в 30 метрах от многострадального двухэтажного дома. Он выглядит как памятник эпохи бандитского Чикаго 1930-х годов, хотя находится в Энгельсе 2020-х. Около десятка «собратьев» этого дома снесли, чтобы возвести тут микрорайон. Квартира, где женщина провалилась в подвал, принадлежит Анне. Она досталась ей в наследство от бабушки в 2010 году.
Сама хозяйка квартиры живет в этом же доме на Вокзальной 39А, но в соседнем подъезде. В аварийном помещении — знакомые ее мужа, пострадавшая мать и ее сын. Обстановка в квартире неопрятная, есть ощущение, что люди не слишком заботятся о чистоте. Пола в ванной больше нет, он провалился в подвал вместе с ванной-чашей и унитазом. Вместо пола зияет дурно пахнущая дыра. Зато на стенах остались на совесть закрепленные туалетная бумага, полка с зубной пастой и щетками, а также кран с душевым шлангом.
«Жилой дом имеет признаки аварийности»
— 9 февраля этого года я и владелица квартиры в соседнем подъезде подавали документы на межведомственную комиссию, которая могла признать весь дом аварийным, — рассказывает Анна. — Но после подачи документов о результатах работы комиссии нам не сообщали. Однако ночью после происшествия, когда в мою квартиру прибыли с «визитом» прокурор и чиновник из местной мэрии, выяснилось, что оба помещения, на которые подавали документы, были признаны непригодными для проживания. Но сами документы о признании квартир в таком статусе мы на руки до сих пор не получили.
В заключении от Следственного комитета, которое ранее дали Анне, указано, что «дом имеет признаки аварийности на некоторых участках: железобетонная плита покрытия в квартире №… и несущая конструкция полов санузла квартиры №...». Придравшись к формулировке заключения, что дом имеет «признаки аварийности» лишь на некоторых участках, само здание не было признано аварийным. Хотя по методике определения физического износа гражданских зданий, изношенность дома составляет 58%, что соответствует неудовлетворительному техническому состоянию. По крайней мере, так написано в заключении эксперта от СК.
Муж Анны рассказал, что основные проблемы дома начались, когда рядом компания «Новый век» начала строить многоэтажки и подключилась к канализации, которая тут была раньше. Сегодня там откачивали воду с помощью машин и увозили, но это могло быть связано с происшествием 18 марта. УК обязали убрать всю лишнюю воду.
— Тут было около десятка небольших двухэтажных домов на 240 квартир, — мужчина окидывает взглядом близлежащие новостройки. — А теперь несколько многоэтажек, где свыше 600 квартир, плюс наш дом. После подключения новых домов к нашей старой канализации она не выдерживает. Результат смотрите сами. Они на машинах практически вручную вывозят лишнюю воду.
От вбивания свай у жильцов подпрыгивали чашки
В 30 метрах от дома 39А с апреля прошлого года строится еще один дом «Нового века». Когда там вбивали сваи, на кухне, по словам мужа Анны, «подпрыгивали чашки», настолько сильная вибрация доходила до дома. В квартире в соседнем подъезде из-за этого бетонная плита на потолке начала разрушаться. На место даже выезжал инженер компании «Новый век». Рабочие сняли плитку с потолка и купили новые навесные потолки. Но, увидев, насколько сильно разрушается плита, — а она сыплется каждый день, — отказались от этой идеи, побоявшись, что она рухнет и им придется за это отвечать.
В «Новом веке» посчитали, что ей дешевле выдать новую квартиру, чем снимать крышу с дома и менять бетонную плиту в квартире. Последние 12–13 лет там живет пенсионерка Надежда Михайловна. Дети к ней часто приводят внуков. Она показала нам разрушенный потолок и зал, где он сыпется. Ей постоянно приходится подметать полы от остатков осыпающегося бетона.
— Я боюсь, что когда-нибудь потолок рухнет и погребет под своими обломками жильцов дома. Не понимаю, за что много лет плачу деньги на содержание дома. Кроме того, у меня дома часто гостят внуки. Боюсь и за себя и за них, — жалуется женщина.
Входя в подъезд, обращаю внимание на подвал, до краев заполненный водой. Жильцы могли бы там поплавать, но вода пока прохладная. Кроме того, почти по всему цоколю дома идут трещины, а местами из стены кирпич можно черпать ложкой. Там настолько рыхлые остатки советского кирпича, что они напоминают материалы бетонных стен в фильме «Побег из Шоушенка», главный герой которого расковырял их для побега маленьким молоточком. Даже удивительно, как при таком состоянии дом до сих пор не рассыпался.
Дадим оценку
По сообщению пресс-службы региональной прокуратуры, вчера ночью после происшествия на место ЧП выезжал зампрокурора Энгельсского района Иван Горин. Его сопровождал ответственный за сферу ЖКХ замглавы администрации района Владимир Нежданов.
— Установлено, что в результате инцидента пострадал человек, который госпитализирован в медицинское учреждение. Надзорное ведомство совместно с профильными специалистами установит причины случившегося и даст оценку соблюдению жилищного законодательства. Вопрос о принятии мер прокурорского реагирования будет рассмотрен по результатам проверки.
В администрации района, в свою очередь, ночью в соцсетях распространили сообщение, что арендатор квартиры от госпитализации отказалась и сегодня утром местный «Водоканал» должен был начать осушение подвала. Чиновники подтвердили тот факт, что дом не был признан аварийным, намекая на ответственность Следственного комитета.
— Всего в доме 16 квартир, принадлежащих собственникам. Квартира, о которой идет речь, также не является муниципальной, но, несмотря на это, в марте текущего года, после неоднократных обращений от жителей, а также выездов специалистов администрации на место по решению межведомственной комиссии была признана непригодной для жилья. Аналогичный статус получила и квартира № 16 в данном доме. Жители добиваются признания дома аварийным. В рамках расследования уголовного дела, которое ведет СК, была назначена и проведена судебно-строительная экспертиза, которая не признала дом таковым, — пояснили в администрации Энгельса.
Но пока силовики и мэрия пытаются найти виновных и перекинуть ответственность друг на друга, дом продолжает осыпаться, грозя похоронить под своими обломками жителей. Первый «звоночек» прозвучал, когда начал сыпаться потолок в одной из квартир и жительница другой квартиры вместо спокойного похода в туалет едва не провалилась в преисподнюю. Ее падение смягчила вода. Но если бы не вода, полы могли и не провалиться. В любом случае теперь с домом придется проводить настоящие экспертизы и решать эту проблему.
Позже в СУ СК сообщили, что в рамках расследования происшествия было возбуждено уголовное дело о халатности. Сейчас устанавливаются обстоятельства произошедшего. Проводятся действия, направленные на дачу правовой оценки действиям или бездействию должностных лиц.