В Саратове 14 мая состоялось рассмотрение апелляционной жалобы на решение по делу об аварии, произошедшей в пятницу вечером, 10 ноября 2023 года на улице Большой Садовой. Велосипедист столкнулся с внедорожником, в результате женщина — пассажир велосипеда, получила травмы. Судья Сергей Сотсков оставил в силе решение своего коллеги Александра Ермолаева. Оба судьи признали виновными в аварии водителя велосипеда.
Казалось бы, банальное дело о ДТП изучалось полицейскими полгода. А постановление о виновности велосипедиста вынесено лишь спустя четыре месяца после происшествия. Мы выясняли, почему событие того вечера имело такие странные последствия.
Что произошло в осеннюю пятницу
Вечером в 20:35 у выезда из арки на проезжую часть из 36 дома на Большой Садовой произошло столкновение джипа Jeep Grand Cherokee с краснодарскими номерами, которым управлял местный житель 1975 года рождения и велосипеда Stels, на котором передвигался гражданин Таджикистана и его супруга, местная жительница. Женщина при столкновении получила травмы, как оказалось спустя полгода — легкой степени тяжести, и неделю провела на больничном, хотя лечилась более месяца. Водитель велосипеда получил ссадины и разбил нос. Автомобиль проехался, по словам пострадавших, колесом по велосипеду, в результате чего тот восстановлению не подлежит.
На следующий день в сводке саратовской полиции сообщалось, что водитель автомобиля допустил наезд на велосипедистку, которую после ДТП госпитализировали.
— 10.11.2023, по предварительным данным, в 20:30 напротив д. 36 по ул. Б. Садовой, водитель мужчина 1975 г. р., управляя а/м JEEP Grand Cherokee, в пути следования допустил наезд на велосипедиста, женщину 1971 г. р. В результате ДТП женщина была госпитализирована в медицинское учреждение, — говорилось в сообщении пресс-службы МВД.
Пострадавшие супруги и их версия событий
28-летний Карматулло Саидов работает продавцом-кассиром в ООО «Агроторг» (сеть «Пятёрочка»), а его 52-летняя супруга Гулсая Турсынгалиева — на такой же должности в ООО «Тандер» (магазин «Магнит»). Мужчина имеет регистрацию и платит за патент на право работы в РФ, а также имеет вид на жительство в стране. По словам мужчины, они с супругой каждый вечер возвращались этой дорогой домой на велосипеде. Гулсая при этом сидела на самодельном сиденье, установленном на раме велосипеда. Это сиденье почему-то стало одним из аргументов следствия в пользу вины Саидова в ДТП в дальнейшем.
Однако тротуар именно на этом участке дороги, между улицами Грибова и 3-м Дегтярным проездом, плохо приспособлен для передвижения на велосипеде. На нем три выезда с бордюрами, через которые сложно проехать на двухколесном транспорте. Как утверждает пострадавший, он часто возит супругу по этому участку на велосипеде, но сам слезает с сиденья и идет пешком. Карматулло, с его слов, съехал с тротуара на велосипеде на дорогу возле выезда из 36-го дома по улице Большой Садовой, а его супруга в этот момент сидела на самодельном сиденье. Все документы из суда, в том числе фото с места ДТП, Карматулло предоставил в распоряжение редакции 164.RU.
Сейчас он утверждает, что велосипед был неподвижен на краю дороги, однако в объяснении, которое он давал полицейским (с его же подписью) 28 ноября, мужчина якобы двигался на велосипеде в момент столкновения. Его супруга уже утверждала в своем объяснении, что велосипед стоял на месте и в него в этот момент левым боком въехал Jeep Grand Cherokee под управлением 48-летнего Вадима Красноженова.
Женщина ударилась о машину, ее муж отлетел в сторону. Карматулло далее рассказал детали ДТП, которые в документах никак не фигурируют. С его слов, водитель автомобиля сначала не выходил из машины после столкновения и пытался уехать. На это указывает переднее колесо велосипеда, которое выглядит так, будто бы по нему проехался автомобиль. Однако прохожие начали снимать действия водителя внедорожника на камеру и препятствовать отъезду машины. Тогда мужчина вышел из автомобиля с женщиной, которую отправил в сторону дома, откуда он выезжал.
Мужчина живет в этот доме. По документам, оформленным в ходе расследования инцидента, он якобы находился в автомобиле один. Карматулло также утверждает, что от Красноженова пахло алкоголем, но медосвидетельствование показало у него небольшое содержание алкоголя в выдохе: допустимые 0,02 промилле (все документы есть в распоряжении редакции) спустя два часа после аварии: выдох был взят в 22:29. Сколько промилле показали бы приборы, если бы полицейские сразу проверили дыхание водителя, мы уже не узнаем.
Гулсаю увезла прибывшая на место скорая, Карматулло уехал вместе с ней, но через час вернулся на место ДТП. Там уже был экипаж дорожно-патрульной службы. У водителя джипа не оказалось полиса обязательного страхования ОСАГО, и ему выписали штраф в 800 рублей за его отсутствие. Штраф был выписан на месте аварии инспектором Дамиром Сетюковым.
Изучая дело, корреспондент 164.RU выяснил, что напротив места ДТП у магазина по продаже сайдинга есть работающая камера. Но на процессе видеозапись не фигурировала, а представители магазина по телефону рассказали 164.RU, что спустя полгода записи не сохранились. Водитель джипа также видеозаписи с видеорегистратора на процессе не предоставлял.
Объяснение полицейский Дамир Сетюков брал у водителя джипа сразу на месте ДТП. В нем водитель написал, что при выезде пешеходов не заметил. Он написал, что начал выезжать на Большую Садовую, следя за дорогой направо, в момент когда он не двигался, почувствовал толчок. Якобы велосипед врезался в него. Хотя вполне могло быть так, что, следя за дорогой направо, он мог наехать на стоящий велосипед с пассажирами, которые стояли на месте. Дамир Сетюков в рапорте (есть в распоряжении редакции) своему руководителю полковнику Кравцову писал, что «водитель Красноженов В., управляя Jeep Grand Cherokee, допустил столкновение с велосипедом».
Затягивание сроков
Супругов почему-то опросили только спустя две с половиной недели после ДТП, 28 ноября, хотя Карматулло вернулся на место аварии после осмотра у врачей через час. Объяснение у мужчины и его супруги уже брал следователь, старший лейтенант Сычев. Копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении Вадим Красноженов получил 10 ноября, в вечер ДТП, а Саидов — только 28 ноября.
Спустя почти неделю после ДТП, 15 ноября, сразу после выписки Гулсая обратилась в полицию с жалобой на бездействие сотрудников МВД. 23 ноября ей ответил начальник городского УВД полковник Игорь Кравцов. И только 28 ноября у супругов взяли объяснения по поводу аварии. Тогда же, 28 ноября, Сычев отправил медикам и экспертам вопросы о том, насколько сильны были повреждения Гулсаи и Карматулло, чтобы понять степень вреда их здоровью. Хотя пострадавшая в ДТП Гулсая продолжала лечение и обследования у врачей позже, о чём имеются выписки от 4 и 11 декабря. Ее листок нетрудоспособности был закрыт и разрешен труд лишь с 12 декабря, то есть спустя месяц с лишним после аварии.
После этого следователи никак не сообщали пострадавшим о ходе дела длительное время. Тогда Гулсая снова обратилась в полицию с жалобой на бездействие сотрудников МВД. Это было 25 декабря, то есть спустя 1,5 месяца после аварии. В результате внутренних разбирательств (в распоряжении редакции есть несколько рапортов и прочих документов) 10 января Сычев направил всем сторонам дела уведомление о продлении сроков проведения административного расследования.
Далеко идущее решение
С результатами экспертизы травм пострадавших ознакомили только 6 марта, то есть спустя четыре месяца после ДТП. Эксперт Инна Сивожелезова, изучив медицинские карты Гулсаи, признала верными диагноз «сочетанная травма» с поздними уточнениями у врачей «ушиб грудной клетки», «закрытая травма черепа с сотрясением головного мозга», «ушибленная рана лица» и прочие. Но при этом она квалифицировала эти травмы как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья на срок не более 21 дня.
А длительность лечения более месяца эксперт объяснила «тактикой лечащего врача». Хотя сейчас Гулсая призналась, что после столкновения до сих пор продолжает лечиться и у нее садится зрение.
Судмедэксперт саратовского департамента судебных экспертиз Инна Сивожелезова уже «прославилась» в прошлом году на процессе об избиении сыном саратовского вице-губернатора Игоря Пивоварова Иваном своей бывшей девушки Кристины Хрусловой. В тот раз Сивожелезова тоже проверяла медицинскую документацию о закрытой черепно-мозговой травме и сотрясении мозга, нанесенных девушке. Эксперт также оценила ее как легкий вред здоровью.
Лишь 11 марта Саидов получил постановление, подписанное полковником Виталием Капцовым. В нем говорилось, что мужчина признан виновным по части 2 статьи 12.30 КоАП РФ. Это нарушение ПДД велосипедистом, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. В нем говорилось, что Саидов двигался на велосипеде не по правой стороне дороги и у него было установлено сиденье кустарным способом, на котором была пассажирка. Полицейский посчитал, что это доказывает вину Саидова в ДТП. Уже 21 марта Карматулло обжаловал постановление в Октябрьском районном суде. На процессе судья пришел к тем же самым выводам, что и полицейские ранее. 7 мая судья Александр Ермолаев оставил в силе протокол, выписанный Саидову.
Отметим, в прошлом году на Ермолаева в Верховный суд его председателю Вячеславу Лебедеву жаловалась супруга посаженного на семилетний срок саратовца, считая, что судья вынес по делу очень жестокий приговор.
Рассмотревший 14 мая апелляционную жалобу судья Сергей Сотсков оставил решение своего коллеги в силе. Однако странно, что апелляционное заседание тоже проводилось в Октябрьском районном суде. Юристы, с которыми поговорил корреспондент 164.RU, говорят, что обычно апелляции рассматривают другие суды, чтобы исключить влияние друг на друга коллег-судей на принимаемые ими решения.
Карматулло Саидов считает, что в обоих судах документов, которые бы логически или фактически доказывали его вину и невиновность водителя джипа, предоставлено не было, а судья рассмотрел только версию событий автомобилиста. Виновным гражданина Таджикистана признали только на основании того, что он якобы двигался не по той стороне дороги и неправильно установил сиденье. Однако, по его словам, это не доказывает, что велосипед въехал в неподвижный автомобиль.
Карматулло должен оплатить штраф 1,5 тысячи рублей, но итог суда дает право Красноженову обратиться в суд, чтобы компенсировать ремонт крыла и двери его автомобиля, а там речь может идти уже о десятках тысяч рублей.
Поставщик мебели для избиркомов и полиции
В документах административного дела сказано, что 48-летний Вадим Красноженов — индивидуальный предприниматель. По данным Контур.Фокуса, он занимается поставками мебели для разных структур, в том числе для государственных.
ИП было зарегистрировано в 2004 году. Зарегистрирован в качестве микропредприятия в августе 2016-го. В 2015 году он выиграл два тендера на поставку ФКУ «ЦХИСО ГУ МВД России по Саратовской области» мебели почти на полмиллиона рублей, в 2016-м и в 2020-м — два тендера на поставку мебели в СГМУ имени Разумовского, на 1,5 и на 2,2 млн рублей, а также кабин для тайного голосования в избиркомы Краснодарского края и Рязанской области на общую сумму более чем в 1,5 млн рублей. Всего за ИП числится 11 исполненных госконтрактов почти на 8 млн рублей в 2015–2020 годы.
Корреспондент 164.RU связался с Вадимом Красноженовым, чтобы узнать его позицию по аварии, однако ничего нового мужчина не рассказал.
— Всё, что тогда произошло — в день ДТП, я подробно изложил полицейским. Добавить мне нечего, — сказал саратовец.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.