Главный вопрос, который после атаки беспилотников задают властям саратовцы: как БПЛА пролетел 700 километров — примерно такое расстояние от Саратова до Харьковской области — незамеченный системами ПВО. Некоторые даже предлагают собственные решения проблемы, обвиняя руководство в нерешительности. Мы поинтересовались у военного эксперта, почему так происходит, что даже регионы, расположенные относительно далеко от границы с Украиной, не защищены от нападений.
«Где истребители?»
Вопросы, почему Саратов и Энгельс оказываются в зоне прилетов беспилотников, активнее всего задают читатели телеграм-канала губернатора Саратовской области Романа Бусаргина.
— Не понимаю, как беспилотник летит над всей Россией и его никто не слышит и не видит? Как это может быть. Такое расстояние летит и его средства ПВО не видят? Когда летит над другими регионами России к нам? Как такое возможно? У обывателей вопрос, — пишет пользователь Маруся.
— Вот-вот, расстояние от Саратова до, к примеру, Харькова — 710 км по прямой, как он летит, что его никто не видит??? Через населенные пункты, города? Это наводит на плохую мысль, что его изготовили где-то здесь, поблизости, — вторит Катрин.
— Пишу очередной раз: это предатели с нашей стороны. По всей РФ их очень много, и их надо выявлять всем вместе. И еще у всех беженцев, несмотря на возраст, надо отбирать все средства связи… Как бы это жестоко ни звучало. Но доверия нет… — считает пользователь Крзырева Светлана.
Если женщины больше задают вопросы, то мужчины предлагают готовые решения:
— Да БПЛА не один час летит, это очень тихоходные штуки в небе! Если ПВО с земли не способно сбить и пропускает беспилотник, то почему не поднимают авиацию — истребители? Истребитель летит во много раз быстрее, да раз в 10 быстрее таких беспилотников! И способен перехватить любой беспилотник, пока он долетит расстояние до Саратова! Почему истребители не сбивают эти БПЛА? Где наше чистое небо, как в песне поется? Истребителю вообще не проблема сбить беспилотник — он отстреливаться не способен. Подлетел какой-нибудь МиГ да и сбил беспилотник над безлюдными полями-лугами, как в тире! Где истребители для сбития беспилотников? — возмущается Кирилл.
А вот пользователь Ivan IvCh07 считает, что проблема решается очень просто, а у властей не хватает решительности:
— Почему власти на местах не создают группы народной обороны с БПЛА? По типу как во время войны с зажигалками боролись, на крышах дежурили… Что для этого нужно? Пару пенсионеров с берданками на один высотный дом… Скорость-то — 150–200 километров в час, летит гудит часов 5–6 над Россией. С какой стороны — известно. Этот мопед за 10 км слышно. Промахнулись одни, глядишь, следующая дежурная команда собьет. Вот, к примеру, в нашем городе этих высоток штук 10–20, на пути к N. 40–100 мужиков собрать, что-ли, нельзя? Халвы, печенья по килограмму и банку/пачку кофе/чая на ночь. Ужас, какие затраты! Все ждут указания из Москвы. А местный глава, мэр и сам губернатор [боятся], — пишет читатель телеграм-канала губернатора.
«Они среди нас»
За комментарием мы обратились к военному обозревателю, полковнику в отставке Виктору Литовкину. Он считает, что беспилотники летят не с территории Украины.
— Посмотрите вокруг: сколько беженцев, которые могут любить свою страну, людей, которые просто хотят заработать денег. Все читают новости, видят, что поджигают электростанции, военкоматы. Что стоит собрать беспилотник? Люди, которые помнят времена, когда дети занимались в Домах пионеров, знают: даже ребенок тогда мог собрать модель планера, самолета на радиоуправлении. В свободном доступе можно приобрести маленькие бензиновые двигатели, пульты управления: всё можно купить.
БПЛА долетают не только до Саратова и близлежащих областей, летят и до Мурманска, Волгограда, татарских нефтяных заводов. Как они туда попадают? Конечно, не исключение, что могут пролететь до приграничных областей и даже дальше — современные беспилотники могут летать на большие расстояния, но в то же время ими надо всё это время управлять, знать местность. Поэтому ответ предполагается один.
Бороться с этим сложно. Эти люди живут среди нас, но мы не обращаем на них внимание. Вспомните теракты в Москве и других городах. А эти люди жили, ходили, планировали. Но у людей какое мышление: сообщу сейчас в МВД или ФСБ, а если что-то не так, получается, донос. Но надо понимать, что если где-то идет война, то она везде, и среди нас тоже, — заключил эксперт.