Как мы уже сообщали, саратовский «Автодор» оказался самым бедным клубом Лиги. Его бюджет (под которым Лига понимает расходы клуба за сезон) — 233,2 миллиона рублей. Доходы клуба составили 219,478 миллиона. «Автодор» провел сезон с убытками в 13,7 миллиона рублей. Это — третий результат в Лиге после питерского «Зенита» (убыток — 165,02 миллиона рублей) и казанского УНИКСа (140,641 миллион). В ноль сработала «Самара» (Самарская область), самый большой плюс — у выигравшего «золото»-2023/24 ЦСКА (Москва). Он составляет 267,468 миллиона рублей.
Доходы
Разберемся, как формировалась доходная часть бюджета саратовского клуба. Областная казна в сезоне-2023/24, по данным Единой Лиги ВТБ, предоставила баскетболистам 114,5 миллиона рублей. В Лиге шесть клубов имеют поддержку местных бюджетов. «Автодор» по ее величине — пятый, значительно уступая «Самаре» — 350 миллионов, пермской «Парме» — 290 миллионов, красноярскому «Енисею» — 289,824 миллиона и команде «Пари Нижний Новгород» — 270,5 миллиона.
Гранды Лиги — ЦСКА, УНИКС, «Зенит», «Локомотив-Кубань» (Краснодар), а также московская МБА бюджетного финансирования не имеют. Основной источник их благосостояния — поступления по спонсорским договорам. Максимум здесь у «Зенита» — 2 миллиарда рублей. У «Автодора» в соответствующей строке бюджета — 521 тысяча (меньше всех российских участников лиги). Зато у него есть 66 миллионов пожертвований от трех организаций: ПАО «Саратовэнерго», АО «Апатит» и ЗАО «Желдорэкспедиция-2000».
Третий по величине источник пополнения «автодоровской» казны — призовые за участие в турнирах. Они составили 15,8 миллиона рублей. По этому показателю саратовцы опередили даже вице-чемпиона УНИКС и участника серии за «бронзу» «Локомотив-Кубань».
— Увеличен призовой фонд для клубов на 30%, — говорил по итогам сезона президент Единой Лиги ВТБ Сергей Кущенко.
Доход «Автодора» от продажи билетов — 8,1 миллиона рублей. Это очень скромно в сравнении с 103,3 миллиона ЦСКА и 40-60 миллионами других клубов «большой четверки», но вполне на уровне остальных середняков турнира. Мерчандайзинг и кейтеринг добавляют в «автодоровскую» казну 11,5 миллиона рублей. В этом плане «Автодор» опережает всех соперников, кроме ЦСКА (18,951 миллиона).
Расходы
Теперь разберемся с клубными расходами. Самые крупные — выплаты работникам: игрокам — 94,4 миллиона рублей (в основной команде 13 человек), тренерам (восемь человек с помощниками и врачами) и техническому персоналу — 23,7 миллиона, сотрудникам офиса и привлеченному персоналу — 7,9 миллиона. По всем показателям «Автодор» уступает другим клубам Лиги. Исключение — «Уралмаш», у которого тренеры получили 6,9 миллиона рублей, работники офиса — 2,7 миллиона. Зарплатного фонда игроков менее 138 миллионов ни у кого из конкурентов нет. На заоблачной высоте «Зенит» с почти миллиардом рублей — 912,2 миллиона. Даже у чемпиона страны ЦСКА — на 250 с лишним миллионов меньше.
В 25,7 миллиона саратовскому клубу обошлись поездки на выездные матчи. Матчей этих было 20, по два раза пришлось съездить в белорусский Минск и казахстанскую Астану, а также в Екатеринбург. Остальные двойные выезды — по Поволжью (Нижний Новгород, Самара) и в Москву. Из тех, у кого был такой же расклад, меньше потратила только МБА — и то всего на 594 тысячи рублей. А ведь ей не приходилось тратиться на переезд и гостиницы при проведении матчей с ЦСКА и «Руной».
Аренда спортсооружений (игровой зал — ЛДС «Кристалл», тренировочный — ФОК «Звездный») вылилась для «Автодора» в 4,1 миллиона рублей. Это далеко не цээсковские 117,2 миллиона, но «Енисей», к примеру, аренду вообще не платил… В остальном залы для баскетбола стоят в России от 7,3 миллиона («Пари Нижний Новгород», также, как «Автодор», играющий в городском Ледовом) до 36,9 миллиона («Зенит»).
Очень разнятся в Единой Лиге ВТБ суммы, которые клубы траты на обеспечение турниров (форма, мячи, охрана и пр.): от 88,3 миллиона ЦСКА через 58 миллионов «с копейками» «Зенита» и «Пармы» до 5,6 миллиона «Самары» и 5,5 миллиона «Автодора». На рекламу и пиар очень много тратят «Локомотив-Кубань» — 121,2 миллиона и «Зенит» — 64,9 миллиона, остальные — от 670 тысяч «Автодора» до 14,4 миллиона УНИКСа. По расходам на молодежную команду далеко-далеко впереди всех ЦСКА — 241,2 миллиона, меньше всех выделяет на развитие ближайшего резерва «Уралмаш» — 7,2 миллиона. «Автодор», чья «молодежка» стала предпоследней, 12-й в Единой молодежной лиге ВТБ — 2023/24, потратил 14,8 миллиона.
Также клубы Единой Лиги ВТБ тратились на обучение тренеров, связь, агентские вознаграждения, юридические, консалтинговые и прочие услуги, налоги, сборы и многое другое. Все это отняло из казны «Автодора» 56,4 миллиона рублей.
Из всего этого и сложились траты в 233,213 миллиона рублей — которые принесли десятое место в Единой Лиге ВТБ — 2023/24.