Вода не только источник жизни, но и многих проблем — от затоплений до болезней. Для части жителей Аткарска, что в ста километрах от Саратова — вызов, с которым почти каждую весну борются жители.
На окраине города есть деревня, являющаяся его частью, — Нижняя Красавка. Проехать к ней можно непосредственно из Аткарска, пересекая две реки — Аткару и Медведицу. Обе реки пересекают низкие мосты, которые весной оказываются под водой.
Мы отправились в Аткарск, чтобы посмотреть, как живут люди в таких условиях.
Успеть до закрытия переправы
Переправа через реку Медведицу на улице Нижней Красавской работает не постоянно. Местным жителям и гостям города нужно успеть в три временных промежутка: с 6:00 до 9:00, с 12:00 до 14:00 и с 17:00 до 21:00.
Поэтому мы выезжали задолго до 7 утра, чтобы успеть покататься на лодочке. В Аткарске оказались в начале девятого. Город 30 марта встретил нас туманом и легкой изморосью. На улицах практически безлюдно, только «Магнит» и «Пятерочка» приветствовали знакомыми вывесками. В некоторых магазинах уже были люди.
Оказавшись в городе, задумались, как попасть на нужную улицу. Навигатор «Яндекса» заботливо проложил маршрут длиною 10 км. Подозрительно. Откуда в небольшом городе такой длинный объезд?
Оказывается, навигатор, зная, что прямой проезд недоступен, предложил поехать в объездную, а для этого пришлось бы выезжать из города.
В итоге, разобравшись, как проехать до Нижней Красавской напрямую, мы двинулись туда. Когда были почти на месте, нас встретил затопленный мост и приятный шум воды. Правда, река была совсем узкой, а справа от затопленного переезда нашелся подвесной мост.
Это действительно крепкое сооружение, которое начинает совершать маятниковые движения, как только начинаешь быстро шагать. Поэтому мы на всякий случай крепко взялись за него руками. Проходя по нему, подумали, можно ли летом с него нырять. Но, внимательно приглядевшись к торчащим из воды веткам клена, оставили эту мысль.
За мостом протекает Медведица — приток Дона.
Рядом со спуском к мосту (сам он глубоко ушел под холодную мутную воду) нас встречает информационный стенд с указанием времени работы переправы. Правда, когда листок крепили, воды было куда меньше, и к нему спокойно можно было подойти и посмотреть, что к чему. Теперь же понадобится бинокль или подзорная труда, потому что вода поднялась выше и знак где-то далеко в воде.
На другом берегу заводи виднеется синий сарайчик на колесах, а рядом с ним — лодка и два спасателя. Мы долго смотрим друг на друга.
Мы с коллегой предположили, что спасатели ждут, когда на другом берегу соберется народ, который можно перевести на этот берег. Так и произошло. Минут через десять к спасателям подошли три человека, надели спасательные жилеты и сели в лодку.
Оказавшись на другой стороне, спасатель по имени Денис спросил, собираемся ли мы на другой берег или нет. Когда он узнал, что мы хотим оказаться в лодке и попасть на другую сторону, мужчина удивился и спросил, почему мы не махнули рукой или не крикнули, чтобы он забрал нас. Так или иначе, но мы оказались там.
Спасатели признались, что говорить про работу переправы не могут, но предложили позвонить начальнику, чтобы он мог нам всё рассказать.
Мы же решили просто пообщаться с местными жителями.
Красная лента
Где-то на середине реки из воды торчит палка, на верхушке которой виднеется красный лоскут.
Местные рассказали, что если вода поднимается до уровня этой метки, Медведица «уходит в улицы». Дело в том, что жилые дома находятся на возвышенности, а река течет в углублении. Так высоко вода поднимается не всегда, случаются годы, что даже мост не затапливает. Но чаще все-таки приходится организовывать переправу.
Сейчас переправа — важная часть жизни местных жителей. Там, в центральной части города, находятся школа, больницы, сетевые магазины и много чего еще. С понедельника дети, у которых закончились школьные каникулы, поплыли в учебные заведения со спасателями. Вызвать врача — жди переправы.
Однако это не единственный путь в «большой» город. Попасть туда можно и по объездной дороге.
Именно она — головная боль местных жителей. Она представляет собой полотно, плотно усыпанное ямами и рытвинами. Но автомобилисты умело справляются с испытаниями в стиле гонок по бездорожью. Смущает только резкий поворот без отбойника. По сырой и мерзлой дороге свалиться в обрыв, переборщив со скоростью, — плевое дело. А еще тут можно было бы вырыть канальчик, чтобы вода из этих ям спокойно стекала вниз к реке. Местные говорят, что сделали бы его сами, но законодательство запрещает самоуправство с дорогами, пусть даже из лучших побуждений.
Дальше на «бомбардированной дороге» участок, вымощенный брусчаткой. Он осталась от пленных немцев, которые после Великой Отечественной войны строили здесь дорогу на Саратов. Это, пожалуй, самая основательная «трасса» в этой части Аткарска.
Рядом находится магазин. Там нас встречает его владелица Ольга Зеленская.
Одна на всех
Ольга говорит, что приехали мы слишком рано, многие еще спят, тогда услышали бы голоса многих горожан, которые страдают без нормальной объездной дороги.
— Проблема у нас, сами знаете, объездная дорога, которую никогда не делают. Хотя лет девять уже на карте она обозначается желтой полосой — там трасса лежит, по всей видимости. Мы находимся в зоне затопления, и дорога здесь одна.
Лет пять у нас тут работают два асфальтовых завода, которые до конца «разбомбили» нашу объездную дорогу. Делать ее никто не хочет. Я так поняла, что наша администрация ее отдавать (со своего баланса. — Прим. ред.) не хочет. Видимо, в половодье на ней «отмывают» хорошие деньги.
С «асфальтниками» я тоже разговаривала. Они просят у администрации дорогу на свой баланс. Дескать, мы сами ее ломаем, сами будем за ней следить. А администрация им говорит: «Вы ее разломали, вы ее и делайте. Отдать ее — мы вам не отдадим». Короче, начинается у них спор между собой, — рассказала местная жительница.
Объездная дорога в половодье — очень нужная и важная транспортная артерия. По ней, например, можно отвезти детей в школу. В начале паводкового периода и после дождей трасса превращается в кашу из грязи, песка и пыли. Чтобы проехать по ней нужен вездеход.
Владелица магазина признается, что даже на «Ниве» это сделать проблематично. Автобусы в эту часть города сейчас тоже не ходят. Вот и получается, что детям придется в какие-то дни или полностью пропускать занятия, или опаздывать.
В момент беседы в магазин зашел муж Ольги Алексей. Он сразу вызвался провести небольшую экскурсию и показать, как выглядит объездная.
Мужчина идет в калошах. Для этого времени года и сырой земли — самая подходящая обувь. Алексей заявил, что спасателям запрещают говорить о проблеме отсутствия объездной дороги, другие люди «зашуганы».
Автобус, который когда-то ходил в эту часть города, останавливался у синей остановки, которую строили еще во времена Советского Союза. Сейчас это напоминание о былом. Недалеко от остановки еще одно напоминание о «сухом» времени — контейнерная площадка.
Сейчас мусор оттуда, утверждает Алексей, не вывозят, потому что проехать за ним невозможно. Мужчина сам по возможности собирает разлетающийся по округе мусор и как-то следит за состоянием площадки. А следить есть за чем — пластик, резина, полиэтиллен и шприц с иглой. Всё это валяется рядом с домами.
Алексей говорит, что проблема с отрезанностью от города не новая. Местные власти каждый год обещают помочь, но сдвигов до сих пор нет.
Недавно, рассказывает он, сюда не смогли проехать врачи. В помощи нуждался ребенок. В итоге медики смогли пробиться через день, когда в Нижнюю Красавку пустили трактор, который немного разровнял рытвины и грязь, спустил воду.
Подъезд к трассе — склон. Дорога здесь не мостовая и не асфальтированная, поэтому ее обязательные атрибуты — колеи и ямы. Подняться наверх непросто, ведь сырая земля не самый близкий друг сцепления с колесом. Водители продвигаются вверх и вниз осторожно, медленно, чтобы поездка не превратилась в лишние расходы или, не дай бог, трагедию. И если машинам с высоким клиренсом это сделать проще, то проезжавший мимо нас «Черри» выглядел как ослик Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Машина двигалась трепетно и осторожно. Окружающие смотрели на то, как автомобиль преодолевает лужу, потому что для малолитражки она чуть ли не средневековый ров.
Но, как отметил Алексей, водителю иномарки деваться некуда, он живет здесь.
Мужчина признается, что острее всего проблема встает во время весенней и осенней распутицы. Зимой всё куда проще, потому что дорога подмерзает, ямы заметает снег.
Летом появляется другая проблема: с трассы, по которой постоянно ездит спецтехника с заводов, летит пыль, песок и прочие сопутствующие дорожному строительству вещества. В этой части города живет много детей. Когда дуют сильные ветра, низина со всеми ее обитателями покрывается песчаным туманом. Люди вынуждены всем этим дышать.
Такое только со стороны может выглядеть эффектно, как, например, у Дэни Вильнева в «Дюне».
Желтая дорога
Подойдя к объездной дороге, сразу понимаешь, почему на карте она отмечена желтым цветом. Кажется, власти отметили не факт наличия трассы, а сыронизировали над ее цветом. Она то ли желтая, то ли кирпичная. Глубина грязи достигает десяти и более сантиметров.
Алексей говорит, что это еще не так плохо, потому что не было дождя. После него дела обстоят куда хуже.
Со слов Алексея, протяженность разбитой дороги — 2 км. Если машина низкая, то кажется, что проще пройти это расстояние пешком, чем дергать руль вправо и влево, балансируя в грязевой каше.
Причем такое расстояние только до трассы. От съезда в Аткарск можно доехать и в другую сторону — к железнодорожной станции Красавка, до которой, как указывает навигатор, ехать 5 км. Для многих студентов электричка — привычный способ попасть в Саратов. Добраться можно как с этой станции, так и с железнодорожного вокзала Аткарска.
Забавно, как местные жители определяют, откуда они поедут в Саратов. Если прошел сильный дождь или метель, то, как утверждает Алексей, горожане смотрят, где больше снега или луж, и в зависимости от этого выбирают оптимальный маршрут. Не хватает только ориентации на флюгер и мох на деревьях.
При этом до самой станции можно добраться только по этой дороге. У тех, кто живет там, транспортных альтернатив, к сожалению, нет.
Местные говорят, что непосредственно от асфальтового завода до трассы — 4,5 км. Этот участок и требует ремонта. Однако, пока собственники заводов и администрация играют в «горячую картошку», следят за ними и страдают — люди.