В конце марта 2024 года я решил начать пользоваться услугами саратовского каршеринга. Тогда мною был написан подробный материал с плюсами и минусами этой услуги. Совершив за пару месяцев почти три десятка поездок, я накопил достаточно опыта и принял следующее решение. Пользоваться каршерингом в Саратове при текущем уровне услуг я буду лишь при крайней необходимости. Рассказываю почему.
Найти и забрать машину с приключениями
Чтобы взять машину, надо зайти в приложение, посмотреть, как далеко ближайшие автомобили и насколько выгодно их брать. У каршеринга EasyDrive24 это в основном джипы-китайцы. У них цена 15–25 рублей в минуту в среднем. Хотя иногда попадаются недорогие седаны за 12–13 рублей. Фирма дает 20 бесплатных минут, чтобы дойти до транспортного средства, осмотреть повреждения и сфотографировать их.
Самый необычный случай был, когда я долго шел до машины, сел в нее и безуспешно пытался завести. Оказалось, спутник не «добивал» сигналом до автомобиля и поэтому он не заводился. Оператор по телефону объяснила это и предложила дойти до другого авто, пообещав, что мне предоставят новые 20 бесплатных минут на это. Однако, провозившись со старым, я не проехал ни метра, но с меня списали 74 рубля дважды: ниже напишу, почему каршеринг так делает.
В другом случае я долго искал автомобиль, карта неправильно показывала его расположение. Когда я его нашел, оказалось, что спутник сюда тоже не «добивает». Машина была открыта, но не заводилась. Мне пришлось искать другую и потратить лишних полчаса и деньги на поиски новой: 20 бесплатных минут дают только на первую аренду. Мне потом сделали перерасчет, но потерянного времени не вернешь.
Двойные списания
Почти после каждого автопутешествия с меня дважды списывали сумму за поездку. Причем, когда я писал в телеграм-поддержку каршеринга, мне отвечали (смотрите на скриншоте), что они ни при чем и надо уточнить эту информацию у банка. «Сбер» разбирался более месяца, и только в мае выяснилось, что именно сервис списывает двойную сумму, загоняя карту в минус. Почему операторы вводили меня в заблуждение — большой вопрос. Хотя дебетовая карта в минус в принципе уходить не должна.
Выяснилось, что каршеринг это делает в качестве залога и через какое-то время возвращает. Я не проверял с точностью до копейки, но у меня сложилось ощущение, что вернули не все двойные списания. Но из-за нескольких сотен рублей я не стал писать претензию и выяснять их судьбу. Для сравнения: ни один из нескольких московских сервисов по аренде автомобилей, которыми я неоднократно пользовался в Москве, так никогда не делал. Списывали только по факту расстояния, которое я проехал, или времени в зависимости от тарифа.
«Удобство» парковки
Ближайшая к моему дому парковка в Энгельсе примерно в километре от него — в микрорайоне Дачном, рядом с железнодорожным переездом. Паркуясь, я часто попадал в такую ситуацию: каршеринг показывал, что я в 20–50 метрах от границы зоны разрешенного паркинга. В результате мне приходилось колесить по двору, переставляя машину, а это занимало лишних 10–15 минут.
При этом во дворе были припаркованы автомобили местных жильцов, и найти стоянку между ними было непростой задачей, хотя оплаченное время шло. Плюс при завершении надо было отфотографировать машину со всех сторон. Это нужно, чтобы показать, что я не добавил новых повреждений к имеющимся. Отсюда и набирались дополнительные 10–15 минут.
Это время при аренде в 20 рублей в минуту составляли лишние 200–300 рублей, тогда как из центра я доезжал за 5–10 минут. То есть парковка обходилась в ту же сумму или большую, что и поездка. В таком случае на такси было бы выгоднее.
При обращении в чат я жаловался на это, и иногда мне делали перерасчет, но заниматься этим каждый раз психологически очень напряжно. С учетом того, что сервис давал право 20 бесплатных минут, чтобы дойти до машины, осмотреть ее, сфотографировать недостатки и повреждения, они могли бы предоставить 5 минуть и на парковку. Либо разбить бесплатные 20 минут на 15 минут в начале поездки и оставшиеся 5 минут в конце.
В центре Саратова и Энгельса места для парковки много, но на окраинах это отдельные зоны. Например, в сторону Мясокомбината в Энгельсе есть очень маленький «пятачок» возле парка «Патриот». Многие районы остаются без услуг каршеринга из-за этого. В Саратове мест для парковки арендованных машин больше, кроме западной части Ленинского района и микрорайона Юбилейного. Кстати, почти без парковки остался Гагаринский район.
Штрафы и обязательная заправка
Однажды мне пришел штраф за превышение скорости в 20–40 км/ч с камеры. Однако каршеринг списал с меня не 250 рублей со скидкой, не 500 рублей полноценной суммы штрафа, а 550 рублей. То есть сумма штрафа плюс 10%. Впрочем, по моему опыту, это общая практика: в Москве при пользовании краткосрочной арендой со штрафами была та же самая несправедливая ситуация.
В последней поездке я также столкнулся с самым вопиющим правилом EasyDrive24. Оказалось, у автомобиля топливо было на исходе и я обязан был доехать на АЗС и заправить его минимум на 5 литров за свой счет. Притом что я потратил 5 минут на парковку и узнал об этом только в тот момент, когда пытался закрыть машину. Оператор по телефону сказала, что, если я откажусь, с меня спишут 1000 рублей штрафа. Такие правила.
Я доехал до заправки возле моста Саратов — Энгельс, залил 5 литров примерно на 300 рублей и вернулся, вновь начав парковаться. Это заняло примерно 15–20 дополнительных минут или 300–400 рублей сверху. 300 рублей за бензин мне впоследствии вернули, а вот что касается потраченных дополнительно денег на время новой поездки до заправки и обратно — компенсировали около 15 рублей. В итоге это оказалась самая дорогая моя поездка — 1,25 тысячи рублей. Такси бы вышло максимум в 700–1000 и было бы вдвое быстрее.
Для сравнения: у столичных каршеринговых фирм есть специальная топливная карта в бардачке, и свои личные средства на заправку никто тратить не обязан. Также в Москве есть люди, которым платят зарплату. Они ездят ночью по городу и заправляют пустые баки арендных авто. Саратовский «колхоз» выглядит иначе. Тратим свои деньги на АЗС, фотографируем чек, отправляем в «Телеграм». В течение суток возвращают только деньги за бензин в виде баллов на счет в приложении, которые потом можно списать на следующие поездки.
Грязные и битые машины
Еще один большой минус саратовского каршеринга — грязные машины и состояние кузова. Мне всего один или два раза попалась небитая машина. Почти на каждом автомобиле обязательно были колотый или битый бампер, вмятина на двери или крыле. В салоне иногда отсутствовали документы на ТС, и в телеграм-чате сервиса мне присылали их в электронном виде. Однажды сотрудники ГИБДД меня из-за этого долго «морозили», говоря, что у меня должны быть оригиналы на руках. Правда, в итоге отпустили.
В некоторых автомобилях мне попадался мусор от предыдущих арендаторов: бутылки, бычки, зажигалки, влажные салфетки. Обычно я всё это выкидывал перед началом поездки, фотографировал и отправлял в чат сервиса. И если состояние салонов было более-менее чистым (за исключением мусора), то кузов редко бывал в идеальном состоянии. Чаще — пыльным и грязным. В Москве по ночам каршеринг гоняют на мойку специальные люди, которым за это платят зарплату. Как правило, они это делают каждые три дня или каждые 500 км пробега. Не знаю, есть ли такое в Саратове, но в Москве автомобили намного чище. Плюс повреждения кузова там встречаются не так часто, как здесь.
Статистика поездок
В конце, чтобы читатели поняли, насколько хорошо я разобрался в качестве услуг каршеринга фирмы EasyDrive24 (это пока единственная фирма каршеринга в Саратове), я приведу статистику моих поездок. 24 марта я совершил первую поездку и 1 июня — последнюю, то есть пользовался чуть более двух месяцев. За это время я сделал 27 поездок на 16 518 рублей за 388 километров общей длительностью 20 часов 35 минут 20 секунд.
Это по 42–43 рубля за километр, или по 13,4 рубля за минуту в среднем. Средняя поездка по стоимости составила примерно 612 рублей, а ее длина — 45 минут и 45 секунд. При этом цена аренды варьировалась в пределах от 13 до 24 рублей в минуту.
Самая долгая поездка — 1 час и 43 минуты, самая короткая — 10 минут. Самая длинная дошла до 25 км (за 1011 рублей и длительностью 1 час и 4 минуты), а самая короткая — всего 0 км, выше я о ней писал. Самая дорогая обошлась мне в 1250 рублей, а наиболее дешевая — в 74 рубля (та самая, в 0 километров). Со стоимостью такси можете сравнить сами.
Мои выводы
Пока в Саратове отсутствует конкуренция и на рынке каршеринга есть единственный монополист, качество этой услуги не вырастет, а стоимость не упадет. Такси выгоднее: последний хорош только при поездках ночью без пробок на большие расстояния или для перевозки вещей от квартиры до квартиры.
Впрочем, как весной нам говорил эксперт, возможно, ситуация изменится в сентябре, когда в Саратове начнут вводить платные парковки в центре города и если в город зайдут большие федеральные конкуренты. Это BelkaCar, «Драйв» «Яндекса», «Ситидрайв» и «Делимобиль». Тогда саратовскому EasyDrive24 придется конкурировать: снижать стоимость поездок, улучшать сервис, ремонтировать битые авто и чаще их мыть. Иначе эту конкуренцию он точно проиграет.
Готовы пользоваться саратовским каршерингом после прочитанного?
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.