Железная дорога для пассажира выглядит вполне понятной: пришел на вокзал, сел в поезд и поехал. Обычно никто не задумывается, что происходит до этого, как поезд приводят в порядок перед дальней дорогой, мы видим их уже чистыми и убранными. В работе задействованы десятки людей, для которых их привычная жизнь как параллельный для нас мир — мы не знаем того, что творится за кадром саратовского вокзала. Но мы попросили посмотреть — и нам показали тайную жизнь поездов.
В пути пассажира «развозит»
На первый путь уже прибыл фирменный поезд № 9 Москва — Саратов. Проводники помогают пассажирам выйти из вагонов, подают чемоданы. Оживление царит всего полчаса, а потом — тишина. Я захожу в пустой вагон. Проводники к этому моменты переодеваются в специальную рабочую одежду, чтобы начать уборку. В целом вагоны не выглядят очень грязными: местами навалено белье, и на столах бардак.
— А что обычно забывают пассажиры? — интересуюсь.
— Зарядки, очки, — отвечает одна из проводниц. — Мы всё убираем в пакеты и сдаем начальнику поезда.
Но, как выяснилось, забывчивость граждан — полбеды. Некоторые любят прихватить что-то на память из поезда. Воруют подстаканники, постельное белье и даже пледы — об этом сокрушаются все проводники. Сейчас пассажиры не обязаны сдавать белье, как раньше, поэтому могут тайком прихватить общественное.
— «Пассажир всегда прав?» — спрашиваю я, переиначив знамению фразу про «клиента».
— Да, так было, есть и будет, — кивают сотрудники.
— Но сейчас зато запрещено пить и курить в поездах, — говорю.
— Это не всех останавливает. Человек может прийти уже выпивший и с заначкой. Бывает, что приходит как ни в чем не бывало, а по пути следования его «развозит». У начальника поезда есть видеорегистратор для видеофиксации поведения нарушителя.
Несмотря на минусы, железнодорожники не представляют свою жизнь без любимой профессии. Они признаются, что если долго не работать, то поезда начинают сниться.
Поездная романтика
Жизнь за железнодорожным вокзалом продолжается до улицы Аткарской. Там расположены всевозможные вспомогательные здания. Например, прачечная для белья. «Вагонный участок» для местных сотрудников украшает надпись: «Наш бизнес — не вагоны, которые мы подаем людям, а люди, которым мы подаем вагоны».
Информационные стенды на стенах напоминают, какие серьезные требования предъявляются к проводникам: нельзя носить распущенные волосы, яркий макияж, а также татуировки на открытых частях тела. Есть даже специальные памятки, где указаны основные моменты, на которые стоит ориентироваться при отправке в рейс. В них, например, напоминают, что лицо без макияжа может выглядеть уставшим, поэтому он все же в минимальном количестве необходим. Кстати, набор в ряды проводников идет практически круглый год.
В местной столовой мы ждем, когда поезд доедет до станции отстоя. Вокруг кипит жизнь, словно случился перерыв на перемену. Я спрашиваю у сопровождающих меня сотрудников железной дороги, как формируется резерв работников.
— Бригады формируются согласно нормам обслуживания, схеме поезда. В них входят все — от начальника поезда до проводников, электромехаников. Работают не только жители Саратова, есть работники, например, из Астрахани, потому что поезда этого направления тоже формируются здесь. Всего порядка 1000 человек.
Когда поезд оказывается за вокзалом, люди в оранжевых жилетах провожают меня к нему. Мимо уже катится грузовая машина, где бравые ребята принимают мешки с бельем. Также подъехали работницы, которые моют вагоны внутри. Женщины умело орудуют тряпками: протирают всё — и пол, и окна, и потолок. Что интересно — поезд моют не только внутри, но и снаружи. Для составов есть специальная мойка.
Путь к мойке лежит рядом с горами угля. Не все участки дороги электрифицированы, поэтому на некоторых направлениях порой в топку летит старый добрый уголь. Также проходим мимо цеха по ремонту вагонов, там меняют колеса. Есть специальные домкраты, которые поднимают тяжеленные вагоны: пассажирские, например, весят примерно 20–30 тонн. Эти «мелочи» удивляют: когда живешь обычной пассажирской жизнью, об этом не задумываешься.
Подготовка поезда к рейсу занимает порядка семи часов. В конце состав обходит председатель постоянно действующей комиссии (ПДК) с командой и проверяет готовность. Где-то в работу вступают механики — попутно что-то чинят. Перед рейсом всё должно быть исправно, а поезд — блестеть чистотой.
Вагоны есть абсолютно разных конфигураций: от плацкарта до люкса со своим душем и туалетом. Есть телевизор и DVD-проигрыватель. Я интересуюсь, не устарел ли DVD для люкса. Ответ был прост: наша страна настолько широка и огромна, что не на всех участках может ловить интернет. Поэтому пока в каждом купе есть DVD-диски с интересными передачами, если кто-то привык засыпать под шум телевизора.
Несмотря на высокую цену, билет за купе люкс стоит порядка 30 000 рублей — пассажиры есть всегда. Одним из них, например, был певец SHAMAN, который ехал на гастроли в Тамбов. Всё-таки поезда и вокзалы — это романтично. За время, проведенное на вокзале, тоже захотелось куда-нибудь уехать, даже если в Тамбов.
Путешествовали ли вы поездом в этом году?