Завершить реконструкцию трамвайных путей №6, 8 и 9 в срок без ущерба качеству технологически невозможно. Об этом 15 ноября во время совещания по реализации проекта скоростного трамвая в правительстве заявил губернатор Роман Бусаргин.
Чиновник, обращаясь к присутствующим, отметил, что в Саратове был выбран основательный и капитальный ремонт трамвайный сети, включающий в себя не только замену основания путей, обновления парка транспорта и установку новых остановочных пунктов, но и прокладку новых коммуникаций, которые проходят под трамвайными путями.
Однако сроки, обозначенные самими подрядчиками (все работы должны были завершиться до конца ноября), не соответствуют обстановке на стройплощадке. Бусаргин убежден, что сдать все в срок, не навредив качеству, невозможно.
Например, на маршруте №6 строители уложили 42% рельсошпальной решетки, сварили 25% рельсов, установили 11% опор под контактную сеть. Работы по установки контактной сети, благоустройству и системам автомазиации еще не начаты.
Примерно такая же обстановка и на маршруте №8, где к контактной сети, благоустройству и автоматизации еще не приступили. Рельсошпальная решетка уложена на 69% маршрута, закладные опоры контактной сети установлены на 59%.
На фоне таких показателей обстановка на маршруте №9 выглядит чуть лучше. Здесь опоры для контактной сети установлены на 90%, сама контактная сеть установлена на 44% маршрута, рельсошпальная решетка построена на 51% пути.
Представитель ведущего Российского дорожного научно-исследовательского института Юрий Ворман подчеркнул, что сделать пробные пуски скоростного трамвая с декабря 2024 года невозможно. Он указал, что общая готовность контактной сети находится почти на нулевом уровне. Если начать «гнать» строителей, то это обязательно приведет к технологическим нарушениям.
Прокурор области Сергей Филипенко отметил, что надзорное ведомство также контролирует работы. К тому же в прокуратуру поступают сигналы о нарушениях по оплате труда у одного из подрядчиков.
Представитель ООО «ФракДжет-Строй» (подрядчик по маршруту №9) Виталий Кирьянов и гендиректор ООО «СП Транстоннельстрой» (подрядчик по маршрутам №6, 8) Дмитрий Гринфельд признали, что неграмотно организовали производственный процесс и не рассчитали свои силы. Поэтому несмотря на усиление, компании не смогут технологически завершить работы в указанные сроки.
Губернатор потребовал от подрядчиков максимальной честности, отметив, что перед ответом организациям необходимо хорошо подумать и трезво оценить свои возможности.
Так, бизнесмены отметили, что по всем маршрутам технологический запуск состоится в феврале 2025 года, полноценное движение начнется до конца марта 2025 года, а благоустройство территории начнется в апреле-мае.
Юрий Ворман на это отметил, что если подрядчики оптимизируют производственный процесс, то все успеют все сделать к новым датам. Однако посоветовал взять небольшой запас на случай непредвиденных обстоятельств.
— Остается непонятным, почему при этом вы до последнего убеждали всех, что завершите в срок. Кого пытались ввести в заблуждение? Людей обмануть не получится, — цитирует Бусаргина его пресс-служба.
Чиновник также заявил подрядчикам, что за срывы строительства их по-хорошему следует выгнать с проекта и требовать наказания за это в суде.
Эти сдвиги сдачи объекта отнюдь не первые. При запуске проекта планировалось, что работы на девятом маршруте завершаться к концу 2023 года. Позднее сроки сдвинули на март 2024 года. Однако в декабре 2023 года выяснилось, что новые рельсы уложены лишь в центре города — рядом с Детским парком, у СГТУ. На улице Огородной к тому моменту завершился лишь демонтаж старого полотна.
Из-за этих сдвигов своего поста лишился бывший зампред правительства Павел Мигачев. А 13 января 2024 года Бусаргин в своем телеграм-канале сообщил, что договор на строительство новой трамвайной линии маршрута №9 с «ФракДжет-Строем» будет расторгнут.
Однако спустя месяц появилось заявление министра строительства транспорта и дорожного хозяйства Алексея Петаева, в котором чиновник выразил озабоченность относительно расторжения контракта с подрядчиком. По его словам, следовало идти на мировую и не менять строительную организацию. Поиск нового подрядчика привел бы к новым временным сдвигам.
Чиновник был убежден, что если заказчик ООО «СГЭТ» и подрядчик придут к согласию в апреле-мае, то до конца 2024 года реконструкцию трамвайных путей можно будет завершить.
Причина расторжения договора была в том, что компания «ФракДжет-Строй» не успела завершить первый этап реконструкции до конца 2023-го, как требовал того договор с правительством региона. Выполнение работ составило 0%.