В век развития цифровых технологий в нашу жизнь незаметно и плотно внедряются различные технологические разработки, которые значительно упрощают бытие. Те же QR-коды, которые появились для облегчения работы кассиров, теперь можно встретить где угодно. Они обеспечивают мгновенный доступ к нужной информации. Неудивительно, что появилась и новая опция в сфере ритуальных услуг: «живые надгробия», то есть QR-коды теперь можно размещать на могилах. Разработка появилась в Японии как замена обычным надписям на памятниках и теперь распространяется в России. Благодаря штрих-коду память об усопшем будет жить вечно — достаточно навести экран смартфона, чтобы попасть на виртуальный мемориал с информацией о нем или его информацией о себе, оставленной при жизни, — это по желанию заказчика. Выясняли, насколько подобное предложение актуально для саратовцев.
В интернете уже масса предложений подобного рода услуг. Дошло до того, что ритуальные таблички с QR-кодами можно заказать на маркетплейсах всего за 500 рублей. Она изготавливается из металла с гравировкой и поставляется с двухсторонним скотчем в комплекте. Для монтажа достаточно несколько простых действий: протереть место установки влажной салфеткой, отклеить защитную пленку с двухстороннего скотча и приклеить табличку к памятнику, говорится в инструкции. Цифровой путь приведет к связанной с ней странице памяти в интернете, она заполняется через определенную форму по аналогии с аккаунтами в социальных сетях.
Также мы обзвонили несколько похоронных агентств с вопросом о возможности размещения QR-кода на надгробных плитах. Услуга еще не пользуется спросом, агенты уточняли, как это должно выглядеть, и отвечали, что подобных заказов еще не было. Но проблем с оказанием услуги нет. Если нужно, QR-код можно выгравировать. Цена обычного памятника с установкой в среднем от 50 000 рублей.
В саратовских соцсетях люди тоже массово обсудили такую возможность под одним из постов на эту тему. Мнения разошлись: кто-то решил, что народ с ума посходил, кто-то поддержал инновацию.
— Ничего страшного в этом не вижу. Но и смысла тоже не вижу. Для кого этот QR-код? Близкие друзья и родственники и так знают страницу в соцсетях, а посторонним людям, извините, незнакомый человек попросту не интересен. Он что, известный актер, писатель и так далее? Вот я представляю, пришла к родственникам на кладбище, прохожу мимо могилы какого-то мальчика. Вижу на памятнике QR-код. У меня точно не возникнет никакого желания лезть к незнакомому умершему человеку на страницу в соцсети, — высказала мнение Елена.
— Я считаю, что не надо этой фигни… Пусть он спит там спокойно, — написала Юлия.
— И каждый, кому не лень, может зайти по этому QR-коду на страничку к умершему. Но не каждый будет доброжелателен и вежлив, необходимо об этом помнить. Я бы была против такой идеи. Пусть друзья и близкие навещают сколько угодно, что могилу, что страничку в соцсети. Но чужим людям я бы не позволила такого. Лично мое мнение, — высказалась еще одна подписчица.
— В дальнейшем вся наша жизнь будет цифровизирована. Если бы раньше такое было, я бы очень хотела сделать такой памятник для своей бабушки, а теперь все фотографии портятся со временем, остаются только воспоминания, — добавила другая.
Пользователи обсуждали, что можно самостоятельно вести подобные страницы, при этом некоторые начали задумываться о том, что себе лично такой памятник бы не хотели.
— Я думаю, что надо делать завещание и там просить, чтобы мои социальные сети удалили после смерти. Не хочу, чтобы на меня пялились, — отметила Екатерина.
В целом саратовцы отнеслись к подобной затее с пониманием, отмечая, что технологический и информационный прогресс очевиден. Тем более даже в храмах Саратова для удобства посетителей есть QR-коды для быстрого оформления пожертвований.
Иерей Олег Жиляков, благочинный Балтайского округа Саратовской епархии и православный блогер, прокомментировал нововведение с осторожностью.
— На кресте, наверное, подобную самодеятельность можно назвать богохульством. Но это, скорее, вопрос к этике, чем к религии. Мне кажется, общество не совсем готово к таким проявлениям. Всё равно что предложить на ребенка QR-код набить, чтобы быстрее находить его родителей, к примеру. Но удобно ли это ребенку? Эпитафии тоже не для этих целей. Можно еще замудриться и транслировать по телевизору картины усопших родных, но зачем? Лично я бы не стал этим заниматься, это не так важно и ценно, без этого можно обойтись, — ответил он.
«Мы всё еще телесны»
Заведующая кафедрой философии культуры и культурологии СГУ имени Н. Г. Чернышевского, профессор Евгения Листвина в беседе с 164.RU отметила, что первые виртуальные кладбища появились 30 лет назад и сейчас пришло время осмыслить и упорядочить это явление в реальной жизни.
— Насколько актуальны новые разработки для российского населения?
— Конечно, они становятся актуальны, поскольку присутствуют в жизни цифрового общества везде, где есть медиапространство. Общество не может находиться в стороне от этих процессов. Как отмечают исследователи, мы всё больше и больше переносим наши социальные практики в сферу медийного пространства. Одна из важнейших социальных практик — похоронный ритуал прощания — также становится важным ритуалом и в Сети. Другое дело, какие формы он может принимать. Есть сайты об известных личностях. О дорогих нам людях мы можем сохранить материалы, писать книги, воспоминания. Это тоже своего рода виртуальный мемориал, которые осуществляет функцию захоронения, так называемый сетевой слепок с образа, который человек сформировал в цифровом пространстве. С одной стороны, это может быть наше желание увековечить личность человека, но в виртуальном пространстве сохраняется то, что он сам сохранил о себе. И таким образом после смерти концентрируется и упорядочивается его цифровой след. Я думаю, часть людей, особенно погруженная в сетевую жизнь, будет к этому обращаться.
— Есть ли смысл в давно устоявшихся ритуалах и сохранении традиций или время требует перемен, в том числе в сознании и мышлении современных граждан?
— Считаю, что нужно и то и другое. Мы приходим в этот мир физически и уходим тоже физически. Приход и уход физического тела требует определенного ритуала. Мы не можем просто оставить физическую оболочку и полностью переключиться на виртуальное пространство. Но так или иначе, когда человек всё больше репрезентирован в сетевом мире, где его образ сохраняется и визуально, и аудиально, всё больше появляется стремление сохранить и отметить его присутствие в формировании глобального виртуального пространства. Эта смысловая составляющая уже присутствует в нашем мышлении и осознании происходящего. Первые виртуальные кладбища появились 30 лет назад, сейчас же мы пытаемся упорядочить, изучить это явление.
— Этично ли размещать на надгробных памятниках подобные ссылки и должен ли человек при жизни давать на это разрешение?
— Сетевое пространство всё больше и больше легитимизируется, многие действия требуют юридического обоснования и определенных законодательных актов. Если раньше казалось, что мы плаваем в этом пространстве неузнанные под разными никами, создаем новую фантастическую реальность, то теперь эта реальность институционализируется и требует упорядочивания уже от самих участников. Если есть часть людей, которая в принципе взаимодействует через QR-коды, то необходимо и юридическое сопровождение этому. С другой стороны, мы видим портреты на надгробных памятниках и нам это кажется естественным. QR-код можно считать таким же портретом, кликнув на который можно увидеть образ человека. Однако это больше чем портрет, посредством QR-кода мы можем погружаться в различные аспекты его жизни. На мой взгляд, если такой подход распространится в России, станет необходимым юридическое обоснование этому явлению.
— Можно ли сказать, что зарождается новая культура и философия похоронных традиций в XX веке?
— Мы говорим об универсальности определенных обрядов и ритуалов как части нашей жизни: похорон, прихода человека в этот мир, ритуальной фиксации его социального положения — брака, развода, материнства и так далее. При этом мы видим, насколько они меняются по мере существования человечества, смены религиозных представлений, социальных приоритетов.
Если говорить о появлении целой сетевой среды, которое тотально поглощает нас со всеми профессиональными, личностными, психологическими нюансами и интересами, — это одно. Если выкладывать в виртуальное пространство любой внутренний порыв, все эти статусы, лайки, сторисы, рилсы, когда минутное изменение состояния уже становится достоянием большинства людей, тогда можно говорить о зарождении новой культуры.
Новые похоронные традиции, новые условия возможности взаимодействия с потусторонним миром и отправление социально значимых функций памяти предков становятся удобными. Зайти на виртуальное кладбище, поставить виртуальную свечку, обустроить виртуальное пространство можно из любой точки земли. Такое совершение как бы традиционного и привычного для нас обряда памяти, только в виртуальном пространстве, дает облегчение психологического состояния и возможность выполнить свой долг таким же, каким он виделся и до цифровой эпохи. Это рациональное обоснование тому, почему в современном мире важно это явление. Но не уверена, что оно полностью нас поглотит и отменит привычные похоронные традиции. Мы пока еще не живем как герои пелевинских произведений, «мозгами в банках», мы всё еще телесны. И эта сторона нашей жизни требует не меньшего внимания, чем разрастающаяся виртуальная жизнь.
Можно сказать, сейчас мы наблюдаем зарождение новых традиций, которые в результате образуют симбиоз, объединяющий как физическое и реальное, так и виртуальные составляющие.
А вы допускаете наличие QR-кодов на надгробиях?