Саратовский энтомолог Иван Еськов специально для 164.RU рассказал, стоит ли ждать в этом году Саратовской области нашествия саранчи, как в России борются с ней сегодня и как саратовские ученые взаимодействуют с казахстанскими коллегами по разным проблемам в сельском хозяйстве.
В России 3 февраля вышли новости со ссылкой на доклад в Россельхозцентре при федеральном Министерстве сельского хозяйства. В них говорится о том, что 21 субъекту России в 2025 году грозит нашествие саранчи. Среди перечисленных регионов оказалась и Саратовская область, куда раз в несколько лет с территории Казахстана прилетает полакомиться нашими растениями саранча, буквально опустошая саратовские поля.
В связи с этим мы обратились к известному саратовскому энтомологу, заведующему кафедрой «Защита растений и плодоовощеводство» в Вавиловском университете, доктору сельскохозяйственных наук и профессору Ивану Еськову. Он прокомментировал эти новости, рассказав, чего стоит ожидать этим летом.
— Саранча вообще-то худший многоядный вредитель, который съедает всё зеленое, поэтому [при оценках эксперты] ориентируются на базированную численность в прошлом году: какой был диапазон яйцекладок. Теплая погода может способствовать их лучшему сохранению, и возможно, что будет вспышка. Хотя в прошлом году ее не было. Там много факторов складывается: много нераспаханных, брошенных земель, особенно в Казахстане.
Теплая погода, конечно, будет благоприятно сказываться на саранчовых. И если весна будет ранняя, теплая, то, возможно, и вспышка будет. Залетная саранча, их 10 видов стадных, которые создают вспышки. Например, итальянский прус, тоже очень вредный для нашей зоны. Пока идет температура вокруг нуля градусов, а дальше обещают пять-десять (хотя синоптики обещали много снега и похолодание. — Прим. ред.).
Я видел новость про двадцать один регион России, которые будут подвержены налету саранчи. Это от Сибири и Калининграда. У них свои по сибирскому региону, у нас тут свои виды саранчи. Вообще-то южная часть Поволжья обычно захватывается воздействием больших вспышек саранчовых.
— Россия как-то взаимодействует с Казахстаном, чтобы уничтожать саранчу?
— Немножко утеряны связи по защите растений те, что были в Советском Союзе. Сейчас у них там своя служба, у нас — своя. Но тем не менее взаимодействие и контакты есть: между нашим Россельхозцентром, в том числе областным, и казахстанскими коллегами в соседних с нами областях — Уральской, например. Мы собираемся на совместные совещания, собрания, обсуждаем общие проблемы.
Потому что и косули заходят к нам. В середине прошлого лета забегали сайгаки и портили посевы. И саранча может залететь. Потому что пешком она пройдет 10–20 километров. А перелет может продолжаться неделю-две, и за это время саранча перелетает тысячи километров. Она может и издалека залететь, марокканская саранча, например.
— А как эффективно бороться с саранчой? Как это организовано у нас?
— Пестицидные обработки сейчас резко сокращены из-за дороговизны, меньше полей распахивается. И хоть зима была благоприятная для выхода, то, конечно, они молча залетят и сами себе пойдут «японским туром». Есть ряд препаратов против саранчи. Они продаются фермерам и предприятиям по льготным ценам, некоторые бесплатно, когда по новым вредителям или особо опасным. Когда саранча входит в хозяйство, фермеры могут получить препараты из резерва для обработки и должны быть к ней готовы, для обработки своих культур.
— Эффективнее ли обрабатывать поля сельхозкультур от саранчи, когда она еще в яйцах и никуда не улетела?
— Саранча зимует в гнездах в почве примерно на 3–5 сантиметров вглубь земли, и там обрабатывать практически бесполезно. Но ранней весной, когда почва отсыревает из-за паводка, они находятся в такой кубышке, она выглядит как монтажная пена. Она весной размягчается, и из нее выходят маленькие личинки, похожие уже на взрослые особи, которые пока не умеют летать: у них маленькие крылья и короткие лапки. Она проходит пять стадий развития, потом только окрыляется и только потом сбивается в большую стаю. Конечно, там, в личиночной стадии, пока она ходит пешком, нужно вовремя найти эту фазу и там провести обработку.