Большую часть рабочей недели Владимир Денисов из Энгельса работает на заводе сварщиком. Дома после работы его встречают жена и кот. Но во время отпуска или в выходные он облачается в средневековые доспехи, одежду ранних эпох Руси и викингов и вместе с товарищами отправляется на фестивали реконструкторов. Там он живет средневековой жизнью и участвует в боях среди таких же отчаянных людей.
Мы захотели узнать, что движет такими людьми: уход от скучной реальности или реальное увлечение историей. Он нашел клуб единомышленников в Саратове и сейчас мастерит себе настоящий боевой шлем.
— Как давно увлекаетесь реконструкцией?
— Конкретно реконструкцией занимаюсь относительно недолго, где-то год с небольшим, до этого занимался масштабными ролевыми играми живого действия. Но такая деятельность чаще всего подразумевает наличие какого-то сообщества, то есть клуба, а после переезда из другого города в тот, в котором сейчас живу, найти в нем ролевой клуб не вышло. Так на горизонте появилась реконструкция.
Как-то на одном мероприятии в кафе я встретил девушку, которая, как выяснилось, состоит в клубе «реконсов». Поставил себе заметку и отложил в долгий ящик, так как слышал об этом направлении раньше, но близко не сталкивался. Когда появилось свободное время и ресурсы, я решил попробовать «вкатиться». Выбору эпохи благоволил случай: в клубе, в который я пришел, занимались ранним Средневековьем, а именно Русью и ее соседями. Ребята мне понравились, так и получилось, что я решил присоединиться.
— Это было близкое вам направление? Интересно?
— Оно чем-то откликалась во мне медиаконтентом исторических боевиков и романов о богатырях и викингах. Есть также позднесредневековая Европа, и там тоже интересно. Если было бы что-то иное, например Рим или еще что-то, я бы вряд ли пошел туда в принципе. В целом к другим эпохам я отношусь нейтрально.
Сейчас я состою в клубе исторической реконструкции «Снорри». Он базируется в Саратове, и в нем около 10 активных членов, плюс есть друзья клуба. Наш клуб существует, наверное, не меньше десяти лет.
— А вообще в Саратове много подобных клубов?
— Да, можете ввести в поисковик «клубы реконструкции Саратов» и он вам выдаст список известных объединений. Мы взаимодействуем между собой тем или иным образом, иногда у нас проходят совместные мероприятия или маневры.
— Можно ли говорить, что прошлое вас интересует больше, чем настоящее и будущее?
— Я бы не был так категоричен, мы все разные, кто-то действительно болеет историей, и для него реконструкция — это некое продолжение или дополнение его самореализации. Есть люди, которые воспроизводят сражения Второй мировой, например. А для кого-то это просто развлечение, и историю он вообще не знает.
— Что тогда, на ваш взгляд, общего между реконструкторами, кроме увлечения историей? Что вы за люди?
— Люди у нас самые что ни на есть разные, от дворника до депутата, и все занимаются этим по разным своим причинам. Кто-то находит в этом романтику былых времен, кому-то нравится подраться в средневековом сеттинге по-спортивному на мечах в поединках или массовых боях. Кому-то нравится выехать на фестиваль на природу и окунуться в другой, непривычный для него мир, кто-то ныряет в эскапизм (стремление убежать в мир фантазий от реальности. — Прим. ред.), привнося это в свою жизнь не как отдельное хобби, а как часть повседневного уклада.
Есть люди, которых интересует ремесло средневековых мастеровых. То есть образ реконструктора он целостный. Есть свой формат, дресс-код, если хотите, который должен быть соблюден, но людей может интересовать конкретно что-то одно или сразу все. Это очень обширно, и всё у всех по-разному. Вы никогда не определите реконструктора в толпе, консолидирует нас общее, включающее в себя широкий спектр хобби под названием «реконструкция».
Здесь есть спортивный интерес, туристический, коммуникационный, ремесленный, даже патриотический. В одном клубе люди могут взаимодействовать только в рамках клубной тематики и более им поговорить не о чем и незачем. Реконструкция — это занятие, которое объединяет. В другом случае эти люди бы никогда друг с другом не взаимодействовали.
— Исторические романы по интересующей вас эпохе читаете?
— Нет, художественной литературы про свою эпоху я не читаю. Как ни странно, мне больше нравится sci-fi (научная фантастика. — Прим. ред.). Про викингов и богатырей есть немало неплохих фильмов, они спорные в достоверности, но иногда пытаются описывать какие-то исторические моменты на свой лад. Последний из таких — советско-норвежский «И на камнях растут деревья».
— А что насчет книг по альтернативной истории?
— Альтернативная история? Вы «русы против ящеров» и «силу байкальской воды» имеете в виду? История такая вещь, что, глядя на окружающий мир, можно усомниться, что было и 100 лет назад, а как и что было 1000 лет назад — одному Будде известно. Перед сном раньше мог глянуть в качестве развлечения, сейчас уже не смотрю.
— Как к этому хобби относятся близкие?
— Супруга смотрит с закрытыми глазами, скептически, но понимает, что это увлечение. Что у всех оно свое, оно помогает расслабиться и приносит удовольствие и радость. И в принципе никому и ничему не вредит, кроме бюджета. Сейчас собираем ей свой комплект, помогает мне шить и приобщается к движению. На следующий фестиваль мы планируем отправиться уже вместе.
— Серьезно вредит бюджету? Сколько стоят в среднем доспехи и одежда интересующей вас эпохи?
— Одежда и снаряжение — это болезненный вопрос. Например, чтобы влиться куда-то на местечковое мероприятие, можно перевоплотиться в средневекового бродягу примерно за 6 тысяч рублей, при условии, что вы сами всё будете шить. На серьезные фестивали вам понадобится тысяч 15, чтобы просто собрать один комплект не участвующего в боях персонажа. Худо-бедно оптимального, не из богатого сословия. И это только материал, можно накинуть за работу столько же или около того и деньги на какую-то часть аксессуаров обязательных на комплект, по типу пояса и т. д. И это ведь только один комплект вещей, а на фестивале желательно иметь два комплекта, один для работы и боев, повседневный, другой — чтобы ходить чистым красивым на различные события фестиваля или в гости в другой клуб на пир.
Отдельные люди имеют и по три комплекта, ко всему сказанному у них есть специальный богатый парадный набор вещей. Если хотите быть участником сражений, в зависимости от оружия, потребуется от 3 тысяч за копье, до 30 и выше — за меч и от 8 до 80 — за защитное снаряжение: кольчугу, шлем и иже с ними.
— Как выкручиваетесь?
— Мне пришлось научиться шить, спасибо тем людям которые потратили на меня нервы и силы, объясняя и показывая мне, как это делать. Шитье и кройка теперь мне не кажутся чем-то страшным. Что-то простое могу сделать для себя из металла и дерева, не сильно вычурное. Но, по сути, мастер по изготовлению средневекового снаряжения — это целая профессия, а у нас у всех в жизни есть работа, в которой тоже нужно развиваться. К сожалению, освоить ремесло кузнеца или ткача на уровне мастера лично для меня не представляется возможным.
— Кстати, на какие фестивали реконструкторов вы ездите? И вообще, как часто они проходят, много ли людей приезжает?
— Самый крупный из тех, на которые я пока ездил, — это «Русборг», он проходит к 9 Мая в Елецкой области. Там бывают тысячи участников, они живут в строящейся еще пока крепости. Там есть вал, частокол, ворота, таверна и каждый год что-то новое строят, сейчас, по-моему, срубы ставят.
Там же в августе проходит «Ладейное поле» — реконструкторы плавают на драккарах (боевые корабли викингов. — Прим. ред.) и ладьях (славянские боевые речные суда. — Прим. ред.), устраивают высадки на берег и всё, что с этим связано.
Есть «Былинный берег» — пляжный фестиваль, который обычно проходит в каком-нибудь живописном районе. Сейчас у них трудности с местом размещения, и в этом году фестиваль был на базе какого-то парка (экокурорт «Золотой город» в Тульской области. — Прим. ред.), не хочу быть неточным. Меня на нем не было, ездил мой клуб, но фестиваль большой. Тоже тысячи участников.
В Саратовской области в сентябре проходит однодневный фестиваль «Укек». Мы в нем участвуем, несмотря на то что это «мультивек», то есть в нем бывают представители разных эпох. В 2023-м он был за городом, а в этом году говорят, что будет в пределах Саратова. В этом году, к сожалению, я никуда больше не поеду, возможно, в следующем мне удастся посетить больше фестивалей. Их достаточно большое количество по всей России на протяжении всего сезона и разных по уровню масштаба.
— На фестивалях бывают запреты? Например, на гаджеты?
— Да, раз мы добровольно погружаемся в быт и эпоху раннесредневекового человека и принимаем правила фестиваля, все предметы современной жизни должны быть тщательно замаскированы или спрятаны. По лагерям ходят проверяющие и фиксируют на камеру ваше убранство, после фестиваля всё просматривается, и в зависимости от результата выносят предупреждение или того хуже — могут запретить клубу в следующем году участвовать в фестивале.
Но на самом деле всё довольно лояльно, если вы зашли ночью в палатку, никто не запрещает вам достать телефон и светить фонарем, чтобы отойти ко сну. По лагерю — будьте добры, используйте или замаскированный светильник, или факел. Можно снимать какие-то события для личного пользования, сняли — телефон убрали, никто вас ругать не будет. Есть требования к одежде: крайне нежелательно надевать вещи разных мастей, то есть если штаны из драного льна, рубаха с дыркой, а плащ и аксессуары зажиточного человека — у организаторов будут вопросы.
И если у вас в лагере на столе на видном месте лежит пачка сосисок в пакете из сетевого магазина, тоже будут вопросы.
— Если сосиски нельзя, что вы едите?
— Продукты стараемся привезти также те, которые могли быть и были в данном регионе и временном отрезке. Если вы берете какой-нибудь овощ, которого не было тогда в сельхозпроизводстве, — его желательно прикрыть ветошью.
А готовят наши замечательные женщины, очень вкусно, меню составляют заранее, в том числе различные архаичные блюда.
— В сражениях, которые проходят на фестивалях, можно получить серьезную травму?
— Травмы не исключены, мы все-таки, несмотря на то что большинство пытается быть аккуратными, участвуем в свалке вооруженных и снаряженных людей. Могут куда-то нечаянно засадить мечом, где у вас меньше всего прикрыто, и будет синяк. Бывает, людям выбивают зубы или глаза, но это редко. Ломают пальцы, если человек плохо защитил руки и у него неподходящие рукавицы, это не со зла, это человеческий фактор, может прилететь вам и можете вы, поэтому все стараются быть очень аккуратными.
Мне однажды чуть не сломали руку, когда я ложился на одну из них после попадания в меня. Если в тебя ударяют оружием, ты должен лечь — это означает, что ты убит. И на меня уронили человека весом 100 килограммов, он бесконтрольно падал на мою руку, уже погнул конечность, но мне удалось выдернуть ее до того, как она сломалась, но ощущение было не из приятных.
— Есть у реконструкторов свой сленг, словарь?
— Нет, буквально всего пару сленговых слов слышал: «бугурт» — массовое сражение и «габуль» — реконструктор, который черпает источники для своего комплекта из кино, а не из исторических источников. Есть еще различные местечковые клубные слова, которые, в принципе, не имеют большого значения и их понимают только соклубники. Может, есть еще что-то, но я пока не слышал ничего особенного.