«Боятся? Значит, уважают!» Это расхожее выражение стало для кого-то жизненным девизом, однако нельзя сказать, что оно применимо к жизни и везде работает. На прошлой неделе переросла в большой скандал история в школе №90, когда конфликт между школьником и учителем физики Алексеем Юрьевым чуть не перерос в потасовку. Школьник ударил учителя стулом, физику пришлось уволиться. Пока на время прокурорской проверки. Почему в последнее время участились случаи, когда школьники травят учителей? Почему они провоцируют взрослых на неадекватные поступки? Ответ на вопрос ищет и находит наш постоянный эксперт семейный системный психотерапевт, психолог Лариса Беляева (Паркина).
Начнем издалека. Раньше чтились жесткие традиции и была выстроена четкая иерархия. Было так устроено, что родители в семье главные, дети — второстепенные, и они слушаются взрослых. Когда-то авторитет родителей был настолько непоколебим, что они были теми людьми, кто мог выбирать жениха или невесту, дети просили их благословение на свадьбу, а если его не было, то и свадьбы, соответственно, тоже.
В настоящий момент эти традиции отошли, и мы вряд ли бы согласились на подобное. Таким образом, вопросы иерархии на сегодняшний момент изменились, мы поняли, что это была крайность. Может быть, это давало определенный порядок в мире и помогало его сохранить, чтобы не было хаоса, но при этом о душе никто не думал, как и о психологической составляющей. Выживаемость была обеспечена, но об уровне счастья никто не заботился.
В настоящее время, когда мы уже не думаем о вопросах выживания, мы думаем о более глубоких жизненных вопросах, и согласны менять устоявшиеся традиции. Но получается, что старые традиции ушли, а новые еще не образовались. И на сегодняшний день наша страна является очень детоцентрированной, где все очень сильно сфокусировались на детях. И тот вопрос, о котором мы сегодня говорим: «Почему дети не уважают учителей?» — системный, его стоит рассматривать не как одну какую-то единичную ситуацию, а в перспективе и гораздо в более широком смысле.
Здесь мы должны понимать, что воспитание ребенка в первую очередь — это ответственность родителей. И до школьного возраста они занимаются ребёнком, но важно, чтобы они это делали осознанно.
Когда люди, например, решают заводить домашнее животное, они узнают, что это за животное, его характер, как за ним ухаживать, правильно кормить, какие у него есть особенности содержания и воспитания. Но когда люди решают завести детей, никто не интересуется этим вопросом. Всем кажется, что они и так знают, как это делать.
Задача взрослого, который занимается воспитанием ребенка, в первую очередь быть хорошим психологом и знать особенности детской психики, разбираться в возрастной психологии. Необходимо понимать потребности ребенка, уметь правильно реагировать на разные изменения в связи с взрослением. Тогда мы будем четко осознавать, что в отношениях «взрослый и ребёнок» ответственность за то, каким становится ребёнок, лежит всегда на взрослом.
Мы не можем перекладывать эту ответственность на детей. И говорить, какой вырос плохой ребёнок, невоспитанный. Мы спрашиваем в первую очередь с того, кто занимался его воспитанием. И если мы раньше опирались на старые традиции, где как раз взрослых нужно уважать, то теперь мы понимаем, что уважать важно всех. Возраст человека не подразумевает, что теперь этот человек является особенной личностью, которая достойна уважения. Мы в каждом человеке должны видеть личность, независимо от возраста. Более того, послание, что старших нужно уважать, подразумевает, как будто авторитет приходит с возрастом, но на самом деле это не совсем так.
Если, например, есть родитель с алкогольной зависимостью или агрессивный, который не может держать свой гнев в руках и избивает, допустим, жену, не работает, то по какой причине мы должны транслировать детям, что его нужно уважать только потому, что он взрослый?
Уважение — это то, что создается поведением, а авторитет — это то, что создается поведением взрослого. Это не значит сидеть бояться. Какого человека уважают? Того, о котором знают, что он мудр, он силён, потому что последовательный в своих поступках и справедливый, любящий и заботливый. Исходя из этого складывается уважение к человеку. И он тебя уважает, потому что он уважает твою личность даже если ты — ребенок.
И когда ребёнок идёт в учебное заведение и приступает к процессу социализации, то все его заложенные семейные сценарии и модели явно проступают. Какие у него взаимоотношения с родителями, такие же и будут взаимоотношения с педагогами, учителями, воспитателями. Если в семье был нарушен главнейший закон иерархии, то это однозначно будет фонить в воспитательном процессе в любых образовательных учреждениях.
Он начинает «крутить» процессом с ощущением того, что ему ничего за это не будет, ведь он не привык к ограничениям. Например, если у него инфантильный или незрелый родитель, если его родитель не умеет совладать со своими эмоциями, выходит из себя, кричит, распускает руки, то такой ребенок, безусловно, воспринимает уже своего родителя не как взрослого, а как ребенка, и учителя будет видеть также.
Но на самом деле ребёнок не враг, он не какой-то человек, с которым нужно бороться, и уж точно у него нет заговора против взрослых. Просто это воспитательные ошибки родителей, которые не знают, как правильно поступать, и, естественно, мешают ребёнку стать здоровой, зрелой личностью. Получается из крайности в крайность: либо очень директивный подход, либо вседозволенность. И, учитывая, что старые традиции директивности отвалились, а новые пока усредненные, то золотая середина не сформировалась. Дети ушли во вседозволенность в некоторых моментах. Потому что родители, которые сами пострадали от авторитарности своих родителей в детстве, либо отсутствия любви, стараются компенсировать своим детям то, чего не хватило им самим, и воспринимают любовь как мягкость. А любовь — это не равно мягкости.
Также у нас почему-то однобокое восприятие педагогов. Считается, что педагог — это только тот, кто должен передавать свои знания. На самом деле это не так. Педагог участвует в процессе формирования самооценки ребенка. И исходить нужно из того, как он умеет с любовью относиться к детям, управлять их вниманием, создавать дисциплину и определенные правила, из этого складывается образ учителя. И поэтому учитель так же, как и родитель, в первую очередь должен быть хорошим психологом. Но часто встречаются учителя, которые не уделяют достаточно времени педагогике и психологии. Они не умеют выстраивать контакт, часто сами не умеют управлять собой, их работа становится для них тяжелым бременем, потому что они тратят очень много энергии из-за того, что банально не знают, как правильно работать с детьми.
Поэтому необходимо, чтобы педагоги получали хорошее образование и осознавали, что ответственность за атмосферу в классе, в том числе и за буллинг, лежит всегда на учителе. Это он создает атмосферу, и это его задача спросить у себя, почему у меня так, ведь у каждого учителя абсолютно разные атмосферы.
У одного ученики могут вести себя одним образом, у другого совсем другим. У одного все кидаются, пускают самолетики, бьют друг друга, хохочут, делают, что хотят, а он постоянно срывает голос. У другого почему-то тишина. И мы не можем говорить, что это зависит от школы, или от района, или от того, какие ученики. Мы не можем перекладывать ответственность на детей, потому что опять-таки это будет означать, что мы расписываемся в собственном бессилии, как взрослые, в собственной некомпетентности.
И тогда, конечно же, ранятся сами, и ранятся дети, оказываясь в руках непрофессионала. В отношениях взрослые и дети ответственность за построение взаимоотношений всегда лежит на взрослом. Мы не можем перекладывать ответственность за построение отношений на ребенка и говорить, что это он должен знать. Если взрослый не умеет владеть собой, с чего должен владеть собой ребёнок? Если взрослый, который много лет прожил, который много чего знает, не умеет контролировать себя, свои эмоции, то какие претензии мы можем предъявлять ребёнку? Поэтому всегда надо спрашивать со взрослых, а не с детей. Это наша задача. И нужно смотреть на подобные случаи не как на единичную ситуацию, а как на масштабное явление. Где задача взрослых — научиться правильным образом подходить к воспитанию детей, в первую очередь воспитывая и образовывая самого себя.