«А вот мы росли в ту пору, когда интернета не было!» — порой эти слова звучат как гордость. Так называемые «поколение Х» и миллениалы любят припоминать, как «раньше было лучше», детство было счастливым и без гаджетов, все были умнее и начитаннее нынешнего поколения. Мы решили вспомнить методы коммуникаций в «до-интернетовскую» эпоху и нашли людей, школьные годы которых пришлись на 90-е и начало «нулевых». Они поделились с нами самим сокровенным: школьными записками и анкетами тех лет.
Эпистолярный жанр жив и будет жить, однако далеко не все хранят бумажные письма и перечитывают их, как в былые времена. Теперь вся информация хранится в телефоне. Кстати, раньше потерять его данные было смерти подобно. Сейчас же всё копируется в облачные хранилища, пароли от страниц в соцсетях можно восстановить, так что нужные переписки всегда под рукой. А ненужные можно удалить самостоятельно.
В 90-х годах такую вольность мало кто мог себе позволить. Школьные анкеты, записки, «валентинки» бережно хранили в расчете на то, что будем перечитывать их на пенсии. Теперь же частым ответом 40-летних на вопрос: «А остались у вас школьные записки?» было: «Зачем мне это барахло?». Но нашлись творческие личности, которые «забыли» с ними расстаться. Правда, они предоставили их нам на условиях анонимности — всё-таки стыдно сейчас читать «эту жесть», смеялись они.
«Нашей самооценке можно позавидовать»
— Основная масса школьных переписок пришлась на 8-й и 9-й классы обучения в средней образовательной школе, — рассказывает 40-летняя Татьяна (имя изменено). — Это был конец 90-х, расцвет группы «Иванушки International», в которую мы с подругой были безнадежно влюблены. Нам было по 14 лет. В школе мы, в основном, сидели за одной партой, поэтому у нас были целые тетради для переписок. Я даже сейчас удивляюсь, как мы успевали хорошо учиться, кажется, что переписывались постоянно. Главным образом на тему своей «любви» мы решили, что Кирилл и Рыжий из «Иванушек» — наши женихи, и нам стоит только закончить школу, как «дело в шляпе» — мы приедем в Москву, найдем их и сразу покорим сердца популярных артистов.
Особый взрыв эмоций у школьниц случился, когда стало известно, что их любимая группа приезжает на гастроли в Саратов. Концерт состоялся 5 мая 1997 года.
— Соответственно, всё это время и в школе, и дома мы обсуждали, как будем их «очаровывать». Решили, что узнаем, в какой гостинице живут, перелезем через балкон и обязательно подружимся. Нашей самооценке можно позавидовать до сих пор, — смеются подруги.
В подтверждение даже есть переписка на уроке: «Я хочу целый альбом (имеется в виду бумажный фотоальбом. — Прим. ред.) с ними. За эти два дня мы, по ходу, в раю побываем, а потом три года без них… Но они, наверное, летом будут приезжать к нам. Не знаю, что вообще получится, может, и не встретимся до 17 лет. Почему до 17? Ну, до 16, какая разница! Год. Я думаю, не увидим этим летом, только фото будет. Значит, будет переписка, телефонные звонки, обмен фотками. Хорошо бы. А как по-другому быть может. Они к нам хорошо относиться будут. Ты уверена? Конечно, они никогда не видели таких клевых дивчин, как мы. Нам повезло, что у нас есть чувство юмора. Да, а то бы мы не были так оптимистичны. Смотри, что им может в нас не понравиться: чувство юмора есть, ум — есть, красота есть+хороший характер. И мы их ни к чему не обязываем. С нами легко и просто, а возраст можно наплести любой. Например, мне 17, а тебе 16, пол семнадцатого».
— Конечно, дальше переписок эти разговоры никуда не зашли, — рассказывают подруги. — Мы были примерными девочками, все наши подвиги были только на бумаге. На концерт «Иванушек» нам родители купили билеты, мы сходили, были чуть ли не раздавлены в толпе таких же поклонниц и интерес к «женихам» быстро угас.
От «Спид-инфо» до «Птюча»
— Еще одну часть времени в переписках мы посвящали обсуждению бытовых вопросов, а еще — философских, — вспоминает подруга Жанна, ей сейчас 41 год. — Что есть любовь и всё такое. В общем-то мы просто очень любили писать. То было время взросления, когда мы начинали от писем в «Экспресс-газету» и «Спид-инфо», читали «Кул гел», а потом доросли до «Птюча».
Когда было совсем скучно, школьницы играли в игру «Что, где, когда?»: на одной бумажке писали по очереди «кто-с кем-когда-где-что делали-чем закончилось». Каждый ответ заворачивали, чтобы другой не видел. Потом разворачивали и сползали под парту от смеха.
— Самая жесть началась в период полового созревания, когда стали интересны всякие околосексуальные темы, — говорит Татьяна. — Но выход всегда находился в творчестве. На уроках мы начали сочинять целые поэмы про своих одноклассников. У всех были клички, например, «Страшила», «Дровосек», «Тотошка» и творили они нечто невообразимое. Естественно, это были одноклассники мужского пола, интерес к которым мы тщательно скрывали.
Так, например, одна поэма в трех частях начинается так:
«Жила-была Страшила, она всех мучала и била. И тут две клевые дивчины Страшилу сильно проучили. Они ее поймали ночью и сильно-сильно отлупили. Всё тело наголо побрили и вдруг немного прокосили. И вместо шевелюры нечаянно яйцо срубили».
— Прямо за написанием этого «шедевра» на уроке нас застукала учительница по физике, — смеется Татьяна. — Она забрала тетрадку и начала молча читать «поэму». Потом положила обратно на парту и сказала: «Уберите прямо сейчас». Урок продолжился дальше. Нам очень повезло, что учительница оказалась понимающей. В другом классе две девочки развлекались на уроке точно так же. Но другая учительница отдала их стихи классному руководителю, та — директору, в школу вызывали родителей… Закончилось тем, что их из класса «А» развели по разным классам — «Б» и «В».
— Кстати, по поводу школьных анкет, — подхватывает Жанна. — Мы сейчас вспоминаем более «взрослый» период, но анкеты в 6-7-х классах — это было святое. Я сама не вела, но очень любила брать заполнить и почитать, что пишут другие. Особенно мальчики.
«Мальчиковое»
Мальчики сдержаннее в своих эмоциях. Но нашлись и те, кто до сих пор хранит школьные воспоминания.
31-летний врач-травматолог Александр Трошкин открыто вспоминает, что у него осталось много атрибутики школьных лет: начиная от Денди, заканчивая кнопочным телефоном. Записок не осталось, но он прекрасно помнит тот формат общения до сих пор:
— Моя история школьных переписок началась где-то со 2-го класса, это 2001-й год, и продолжалась класса до 7-го. Тогда у всех стали появляться мобильные телефоны с функцией СМС, поэтому в записках уже особо нужды не было. А с появлением ICQ (аськи) про записки так забыли вообще. Хотя в свое время они писались всеми, лично у меня больше складывалось с соседями по парте. А так как часто соседками были девочки, то, в основном, с ними и была переписка. Иногда получал записки либо от передней парты, либо от парты позади.
Чаще всего это были просьбы помочь на контрольной, отмечает Александр, особенно по математике и физике. Непосредственно на контрольных все и обменивались записками — у кого какой вариант. И радовались, когда такой же вариант, как и у тебя, был у отличника или у того, кто в этом разбирается.
— В целом, переписки были на любую тематику: что будешь делать после школы, какой фильм последний посмотрели, с парнями обсуждали компьютерные игры. Иногда по запискам происходил предварительный обмен компьютерными дисками. По поводу веселости — ну не скажу, что прям весело было, просто был какой-то адреналин, чтобы учителя не увидели. Мои переписки как-то не забирались учителями, наверное, ловко и незаметно умел передавать. Но что периодически злило — когда самого просили незаметно передать через парту кому-то и приходилось «подставляться», — смеется он. — Ведь, если учитель увидит, то пострадаешь ты. Некоторые прям перекидывались через парту: складывали в комочек и кидали. Помню еще, в школе на 14 февраля в вестибюле стоял ящик, куда можно было кинуть анонимные валентинки. Но я лично не получал, впрочем, и сам не кидал.
«Записки — это нормально»
Насчет того, что сейчас царит в современных школах, мнения разделились. Кто-то считает, что эпоха обмена записками ушла, но, как утверждают родители нынешних школьников, это заблуждение. Интересы всеё те же — повседневные события, обсуждение игр, предстоящих встреч, прогулок, пошлый юмор и мат.
Семейный системный психотерапевт, психолог Лариса Беляева (Паркина) говорит, что их наличие в жизни школьников — признак вполне закономерного развития личности.
— Основная цель школы не столько обучение, сколько социализация и развитие коммуникативных навыков, получение опыта взрослой жизни, — комментирует специалист. — Это то время, когда основная цель ребенка — быть принятым группой, найти «своих». И все виды коммуникаций, тем более не разрушительных, хороши. Психологически здоровый ребенок интересуется другим ребенком больше, чем уроком и сидением на одном месте. Писать записки — это же нужно потрудиться, чтобы получить желаемую коммуникацию в момент, когда нельзя. Это легкое нарушение правил, указывающее на отсутствие страха допустить ошибку, что очень важно для успешного будущего, а также целеустремленность и труд, чтобы получить желаемое.
— Главный плюс — это, конечно, общение, развитие фантазии, элемент игры, ведь дети всё воспринимают через игру, активность. Здоровый школьник активен и любопытен в разных сферах жизни — это нормально, — подытожила психолог.
Храните ли вы школьные записки?