Осведомители, деньги и подставные учредители с директорами. Такую замысловатую схему придумали двое саратовских полицейских для создания коммерческих фирм. Практически вся организация проходила под крышей отдела полиции по Октябрьскому району. Схема просуществовала недолго, а оперативники отделались серьезными штрафами. Рассказываем, что вменяли полицейским и как их наказали.
Приговор 16 октября Роману Бобкову и Рамилю Бахтиеву вынес Октябрьский районный суд. Обоим инкриминировались по две статьи — превышение должностных полномочий и незаконное образование юрлица. Первый работал в полиции в должности оперуполномоченного с 23 июля 2015 года, второй — в должности старшего оперуполномоченного с 22 февраля 2018 года.
По официальной версии, не позднее 4 марта 2019 года коллеги решили подзаработать и придумали для этого схему с организацией множества юрлиц.
К организации первой компании — ООО «Термон» — они привлекли жительницу Саратова Юлию Скобликову. Общались с будущим учредителем юрлица опера прямо в отделе полиции на Белоглинской, 30. Правда, подготовку необходимых документов они взяли на себя. Топ-менеджеру предстояло лишь отнести их в инспекцию ФНС для внесения данных об организации в Единый государственный реестр юрлиц (ЕГРЮЛ). Так 7 марта 2019 года появилась компания «Термон», которая занималась торговлей лесоматериалами. За тот год выручка предприятия составила 43,78 млн рублей, а чистая прибыль — 29 тысяч рублей.
За это Бобков материально отблагодарил Скобликову.
15 апреля 2019 года в соседнем здании, которое также является структурным подразделением городской полиции, они нашли того, кто будет учредителем и гендиректором ООО «Бестон» и ООО «Борэкс» — Алексея Лапина.
«Бестон» показывал нулевую выручку, а вот «Борэк», закрывшийся 17 ноября 2023 года, за последний год сумел заработать 401,95 тысячи рублей.
Этих компаний оперативникам-бизнесменам, вероятно, было недостаточно. Поэтому 17 июля 2019 года через Лапина познакомились с Богданом Турулиным. Он стал учредителем и владельцем двух ООО — «Фортес» и «Орланд». Причем данные о последнем юрлице исключили из ЕГРЮЛ только в 2024 году. Сведения о «Фортесе» удалили годом ранее.
Организация в 2019 году успела заработать 87,2 млн рублей, а в следующем, ковидном, году, согласно отчетности, 256 млн рублей. «Фортес» специализировалось на оптовой торговле пиломатериалами, «Орланд» — торговле продуктами.
Следующими фирмами в бизнес-сети Бобкова и Бахтиева стали «Миртехстрой» и «Эделис», первая занималась торговлей лесоматериалами, у второй — множество видов деятельности, от перевозок до торговли. Номинального директора и учредителя организаций Евгения Смышляева опера привлекли ставшей практически родной схеме не позднее 6 августа. Причем уже через три дня была сделана запись о регистрации «Миртехстрой», а еще через три дня на свет появился «Эделис».
Обе фирмы перестали существовать 6 мая 2021 года. Выручка у контор была только в 2019 году. «Миртехстрой» отчитался о полученных 11,55 млн рублей, а «Эделис» — в 88 млн рублей. И таких финансовых показателей фирмы добились за неполных пять месяцев.
Эти компании, вероятно, со «старта» показали прекрасные финансовые отчеты, что привело Романа Бобкова и Рамиля Бахтиева к мысли о масштабировании бизнеса. Поэтому не позднее 4 октября они договорились с Татьяной Акуловой о том, что она станет бизнесвумен.
9 октября в ЕГРЮЛ появились две записи о регистрации компаний на ее имя — «Фортстрой» и «Сервисторга». «Умерли» фирмы также в один день — 30 июня 2023 года.
Правда, финансово успешным, если верить официальной отчетности предприятий, был только 2020 год. Тогда выручка «Фортстроя» составила 8,07 млн рублей, а «Сервисторга» — 115 млн рублей.
В промежуток с 9 октября 2019 года по 13 марта 2020 года через некоего Алексея Лапина Бобков и Бахтиев познакомились с Павлом Шмыревым. Он стал основателем и директором ООО «Дельтамикс». С 18 марта до конца 2020 года выручка предприятия составила 7,47 млн рублей. Иных финансовых свершений у организации не было.
Следствие установило, что каждый «фаундер» получил за участие в схемах полицейских вознаграждение. Однако эта сумма остается неизвестной.
Правда, с позицией следствия оперуполномоченные не согласились. Так, Бобков объяснил в суде, что никаких договоренностей с Бахтиевым относительно создания юрлиц у него нет, да и собственников фирм к этому не привлекал.
С Алексеем Лапиным, утверждал полицейский, его познакомил Бахтиев. В прошлом Лапин был судим, поэтому Бобков использовал его для сбора оперативной информации. За нее «гендиректор» получал от опера вознаграждение. Причем это были личные сбережения, так как получаемая от осведомителя информация официально не фиксировалась.
В какой-то момент Роман Бобков занял у «предпринимателя» 50 тысяч рублей, а вернул только 30 тысяч. За это Лапин, уверял полицейский, обиделся и оговорил его.
С Татьяной Акуловой Бобков знаком. Правда, все общение проходило по телефону из-за возврата долга Лапину.
Со Скобликовой полицейский познакомился через ее сожителя, который доносил ему о преступлениях в сфере оборота наркотиков. За это оперуполномоченный иногда переводил директору «Термона» деньги, так как своей карты у осведомителя не было. У него, как говорил Бобков, тоже были основания для оговора сотрудника полиции, так как он привлекал ее к уголовной ответственности за кражу.
Бахтиев сообщил суду, что знаком с Лапиным с момента задержания в 2017 году. Впоследствии мужчина проводил ремонт в кабинете полицейского. Делиться информацией с опером — не бесплатно — Лапин стал с 2019 года.
Когда в ноябре 2019 года Бахтиев уехал в полугодовую командировку в Чечню, Лапин нашел Богдана Турулина, чтобы тот сделал ремонт в квартире Бахтиева. Лапин же следил за ремонтником и получал от полицейского деньги за работу, который тот должен был передавать Турулину.
При этом именно Лапин, по мнению Бахтиева, оговорил его. В октябре 2020 года полицейский получил от осведомителя информацию о сбыте оружия. Но проверка сведений ни к чему не привела.
Из-за этого полицейский якобы подставился перед начальством, а затем отругал Лапина, что, как следует из показаний силовика, стало поводом для оговора со стороны осведомителя. К тому же последний, как утверждал оперативник, занимал у него деньги, а потом ничего не отдавал.
Однако эти доводы суд счел способом защиты, но не поверил им.
Интересно, что ни о каких финансовых нарушениях в экономической деятельности компаний, созданных полицейскими через подставных лиц, в приговоре нет ни слова. Уставные капиталы юрлиц разные, что нехарактерно для однодневок и говорит о том, что на их балансе, очевидно, находилось некоторое количество имущества. Из этого можно сделать вывод, что юрлица, видимо, действительно работали. Хотя потрясающие результаты деятельности юрлиц вызывают вопросы, а ликвидированы организации в связи с имеющимися сведениями о недостоверности.
В итоге фигурантов по двум статьям оштрафовали. Каждый должен выплатить в пользу государства по 350 тысяч рублей. Смягчающими обстоятельствами для обоих стал факт наличия малолетних детей, а для Бахтиева еще и статуса ветерана боевых действий.