Куда съездить на выходных из Самары, если Казань уже приелась и сложно найти там что-то новое? В ближайших Тольятти и Ульяновске и даже Сызрани был уже не раз. Посещали мысли съездить в Саратов, по расстоянию — примерно как до Казани. Но почему этот город так обделен вниманием самарцев? Когда знакомые слышали о моих планах поехать и посмотреть Саратов, многие недоумевали: «Куда хочешь поехать? В Саратов??? Ты что, там нечего делать и ничего интересного! Лучше в 10 раз в Казань съездить». Но всё же я решился.
Лучшим временем для поездки в Саратов считал вторую половину апреля, так как он южнее, там должно быть теплее на пару градусов. Оказалось, что там и световой день на 20 апреля был длиннее, чем в Самаре, примерно на 50 минут. А еще перед майскими праздниками традиционно всё прибирают, моют, распускается свежая зелень... Считаю это лучшим временем знакомства с новыми городами России.
Поехал на собственном авто. Маршруты туда и назад проходили по разным берегам Волги. Про ужасную дорогу через Пугачев многие слышали, я решил проверить ее на собственном опыте, тем более слышал, что в 2023 году часть ужасной дороги отремонтировали.
Плохая дорога началась уже перед Чапаевском, временами была более-менее, временами попадались приличные ямы. И чем ближе к Пугачеву, тем хуже. Сам Пугачев сначала показался вполне приличным, по типу Бузулука, но это только в центре, где есть приличный ухоженный парк. Но отъехав от центра, начал разочаровываться в этом городке, трясясь на неровной дороге.
Далее поехал через Балаково. Город напоминает Тольятти или Ульяновск. Проехал через Балаковскую ГЭС на правый берег и всё стало позитивнее — показалось, что на правом берегу Волги и трава зеленее, и деревья появились, и дорога стала лучше. Но она резко испортилась уже у самого Саратова — место с кольцевыми развязками похожее на въезд в Комсомольский район Тольятти, под путепроводом на Жигулевскую ГЭС, только дорога более убитая (этот участок оказался самым ужасным из того, что я увидел за три дня в Саратове).
Приехали, когда уже темнело. Въехав в город, сразу увидели, что зелени в нем в это время года уже куда больше, чем в Самаре, были уже листья на березах — чувствуется более южное расположение. Заселиться пришлось не в Центральном районе, как планировали, а в Заводском — в забронированных ранее апартаментах в центре якобы отключили воду. Нам предложили вариант «рядом», но по факту не очень рядом. Благо, Саратов достаточно компактный — до новой набережной две остановки, до городского парка три остановки (парк оказался чем-то средним между самарскими Гагарина, Загородным и Металлургом, какими они были лет 5–7 назад до обновления).
Первым делом отправились на вечернюю набережную. Это новая очередь набережной, которую саратовцы называют самой длинной в России. У меня, как и у большинства самарцев, тут же возник вопрос — в смысле в Саратове, если у нас самая длинная речная набережная в стране? Решил разобраться. Оказалось, в Саратове в 2023 году открыли новую очередь набережной, которая по длине практически такая же, как все четыре очереди самарской вместе с речным вокзалом. И общая протяженность набережной в Саратове больше 8 км. А у нас 4,2 км. Вывод — нужно быстрее строить набережную у Жигулевского пивзавода и новую очередь на территории ЗИМ, чтобы ни одна набережная не смогла конкурировать с самарской.
Правда, набережная в Саратове намного более скромная. Есть несколько рядов дорожек, в начале даже цветников нет, а прямо у набережной стоят заводы и элеваторы, отделяя Волгу от города. Напоминает закуток нашей набережной у пивзавода, который приводит к тупику, или часть набережной у Кинапа, правда, пошире, всё новое и местами есть качели. Если же подниматься от набережной в город, можно пройти через гаражные массивы, которые часто располагаются под окнами жилых домов, практически прилегая к домам, как торговые помещения с «Пятерочками». Такого я ни в одном городе не видел.
В первый вечер мы заглянули и в городской парк, о нем особо нечего сказать. Зато заметили, что в той части Заводского района, где мы жили, деревянные развалившиеся или сгоревшие дома тесно соседствуют с новостройками. Прямо как в Ленинском районе Самары.
На следующий день мы отправились полноценно смотреть город. Прошли пешеходную улицу Петра Столыпина, оценили архитектуру нескольких соседних улиц. В Саратове не меньше интересных домов, чем в Самаре, но в нашем городе больше необычных зданий в стиле модерн, в Саратове же много кирпичных домов возрастом от 100 лет. И, конечно же, как и в Самаре, многие дома требуют ремонта — это особенно заметно, когда сворачиваешь с отремонтированной для туристов пешеходки. Также в Саратове есть богатое архитектурное наследие СССР: здание цирка, кинотеатр «Победа», Крытый рынок, СГМУ — все фасады в очень хорошем состоянии.
Пешеходная улица показалась более людной, чем наша Ленинградка, и намного длиннее — сравнима с Большой Покровской в Нижнем Новгороде. Спускается она к старой набережной. А городской сад «Липки» разочаровал. Слышал, что его любят местные жители, но по факту это просто какой-то сквер — ничего примечательного. Как небольшой закуток наших «Струкачей» до ремонта.
Детский парк оказался интереснее. Честно, меня привлекли туда ранее увиденные фото страшненьких скульптур, там же оказались всегда открытые для обзора вольеры с животными. В основном, правда, видели птиц — ворон даже «предлагал продать еду» за монетку, которую он выплюнул из клюва. Но еды у нас с собой не было, хотели купить, но погуглили, что воронов рекомендуют кормить либо кашей, либо насекомыми.
Еще одно из легких разочарований — это отрезок улицы Октябрьской, в которую упирается пешеходная зона. На этом участке есть и панельки, и безвкусно вылепленные торгово-офисные здания, по виду из начала нулевых. Зато там есть памятник городовому. Это дань памяти конкретному персонажу — городовому Василию Васильевичу Гришину. В 1844 году он на свои сбережения построил первый в Саратове деревянный водопровод.
Старая набережная оказалась поинтереснее новой. С нее открывается главный вид на Саратовский мост, который был самым длинным в Европе, пока не построили Крымский мост.
На закате отправились в парк Победы, чтобы успеть посмотреть на вечернюю и ночную панораму города. Оказалось, что парк совсем недалеко, и дойти до него можно и пешком с пешеходки, но придется подниматься в гору. Парк впечатлил сразу. От парковки тянутся ряды военной техники, есть и бронепоезд с вагонами, и военный катер. Далее внимание переключается на гордо возвышающийся монумент «Журавли».
40-метровый монумент «Журавли» установлен в 1982 году — это памятник саратовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (только в первые дни войны свыше 130 тысяч жителей города Саратова ушли добровольцами на фронт). Журавлиный клин из 12 птиц, летящих на запад, символизирует бессмертие погибших за Родину. Замысел и архитектурное решение мемориала навеяны одноименной песней.
В самом парке среди военной техники есть и самолеты в очень хорошем состоянии, как будто свежеокрашенные, такого не видел ни в музее под открытым небом в Тольятти, ни в Ульяновске, ни в Чебоксарах, ни в Нижнем. Представлены также экземпляры пожарной техники и старой сельхозтехники — в том числе одного из первых серийных тракторов СССР 1930 года. Тут не запрещено залезать на технику, и многие дети этим, мягко говоря, злоупотребляют.
Парк занимает достаточно большую площадь. Если пройти к следующей смотровой, можно увидеть Национальную деревню народов Саратовской области, похожую на наш парк Дружбы народов. Но вечером она уже не работала, только несколько тематических кафе оставались открытыми.
На благоустроенной смотровой площадке есть два больших навеса и лавочки, сидя на которых можно наслаждаться панорамой города. Судя по количеству людей, это место популярное — нам попадались навстречу люди с термосами и едой, кто-то был с бутылочкой чего покрепче. Подняться сюда можно пешком прямо из центра города, пройдя через частный сектор.
Дальше мы пошли на самую дальнюю смотровую площадку, с которой открывается вид на Волгу и мост в Энгельса. Эта смотровая не такая ухоженная. Скорее, как раньше наша Вертолетка, только более заброшенная, но всё же и сюда доходят многие гуляющие. Любоваться видом на Волгу и ночную подсветку моста мешали заросли кленов, но я всё же попытался сделать более-менее приличное фото.
Меня многие отговаривали ехать в Саратов, утверждая, что там нет ничего интересного. Даже слышал ужасное выражение — якобы местные называют его «Засратов». Возможно, лет 5–10 назад в Саратове было хуже. А сейчас лично мне город показался интересным. Видно, что внутренний туризм в нашей стране развивается, города приводят в порядок, пусть не полностью и темпы не самые быстрые. В каждом городке есть что-то интересное, но многое зависит от людей, которые там живут. Кто-то вечно жалуется на жизнь и свой грязный город, при этом выбрасывая бычок в кусты. А кто-то сажает у себя под окном цветы и говорит, что город становится лучше… Кто-то видит в луже грязь, а кто-то — отражение звезд.
Согласны с автором?
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.