Саратовские архитекторы опасаются, что из-за реконструкции Славянской площади в областной центре будет утрачена историческая идентичность территории. Об этом нашему корреспонденту рассказал заместитель председателя градозащитного совета при региональном заксобрании архитектор Евгений Спирин.
Концепция развития Славянской площади, расположенной на въезде в город с моста Саратов — Энгельс, обсуждалась 21 ноября на круглом столе в облдуме. Одна из принципиальных инициатив властей — создать на месте площади крупную транспортную развязку, так как, со слов министра транспорта и дорожного хозяйства региона Алексея Петаева, через площадь ежедневно проходит поток в 100 тысяч автомобилей и именно на этом месте из-за высокой нагрузки часто происходят аварии.
Идея реконструкции Славянской площади возникла после того, как земельный участок между улицами Большой Горной, Хвесина, Соколовой и Чернышевского был освобожден от аварийных домов. За въездной стелой «Саратов», согласно проекту, должен появиться сквер, вид которого пока обсуждается, в районе улицы Чернышевского может появиться круговое движение.
Окончательного решения, как будет выглядеть территория, пока нет, однако председатель комитета по архитектуре администрации Саратова Анастасия Пузанова говорила, что первоочередную роль играет транспортная инфраструктура, от которой власти и должны отталкиваться при реализации тех или иных идей.
Евгений Спирин рассказал нашему корреспонденту, что аварийные здания убирали с применением технологии «умного сноса», то есть отдельные элементы строений (пилястры, наличники, подзоры и другие), которые архитекторы посчитали имеющими историческое и культурное значение, сняли и отправили на хранение.
— Всё это может быть интегрировано в архитектурную среду при благоустройстве предлагаемого парка, архитектурные элементы могли бы являться его неотъемлемой частью и таким образом сохранилась бы смысловая ткань с тем, что здесь было ранее. Однако администрация предлагает три варианта: простое благоустройство, авторское — с арт-объектом «Желтая гора» и вариант со стендами, на которых бы рассказывалось о том, что здесь раньше было. Работа, которую мы вели в течение года, предполагает совсем не это, — рассказал архитектор.
Также, по словам Спирина, представители власти не услышали представителей архитектурного сообщества, предлагавших изменить схему движения, а парк присоединить к «Пентагону» (жилой дом рядом со Славянской площадью, выстроенный в форме пятиугольника).
— Таким образом, был бы ликвидирован опасный разрыв между парком и жилым домом, а КПД территории значительно повысился, — подчеркнул Евгений Спирин. Он надеется на дальнейшее обсуждение проекта, когда позицию архитекторов примут во внимание.