Чтобы попасть в поселок Саксагай на окраине Саратова, вам понадобится автомобиль с высокой проходимостью, а лучше еще и с полным приводом, и немного терпения. Надо проехать мимо многоэтажек Юбилейного в сторону Монахова пруда, а затем свернуть на проселочную дорогу, вдоль которой покосившиеся избушки чередуются с дорогими коттеджами. Именно здесь находится улица имени первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Сюда мы решили заглянуть в преддверии Дня космонавтики.
Гагарина больше напоминает деревенский переулок, чем улицу на карте мегаполиса. Тут тихо, дети вдоль заборов катаются на велосипедах, местные жители вскапывают огороды — дачный (а для местных — садово-огородный) сезон в этом году открывается чрезвычайно рано. Где-то стоят коттеджи в несколько этажей, а между ними небольшие покосившиеся домики всеми силами пытаются уцепиться фундаментом за почву и не скатиться в овраг. Был ли здесь хоть когда-то асфальт, понять трудно — в грязи виднеются следы ручья. На улице больше 20 градусов, поэтому лужи высохли, из земли уже выглядывает зеленая трава.
Кроме нескольких гуляющих детей, на улице никого. Возле одного из домов стоит небольшой фургон, возле которого о чем-то тихо спорят двое мужчин. Интересуюсь, местные ли они.
— Нет! Сами заплутали, не можем найти нужный дом, — сердито отвечает один из них.
Возле дома № 45 встречаю местного жителя Владимира Александровича, который согласился пообщаться и рассказать, чем живет улица в 63-ю годовщину полета Юрия Гагарина в космос.
Владимиру Александровичу 66 лет, и почти всю жизнь он живет в Саксагае.
— Я впервые приехал сюда с бабушкой на каникулы в 1968 году. У нас домик был, там жили мамина сестра, ее муж и моя двоюродная сестра. Улица была такая же, только больших домов не было. Плотины не было, которая удерживает паводковые воды, ее позже построили. Дальше был забор из проволоки, мы с пацанами ее перерезали и забирались на какую-то территорию, где хранились самолеты со времен Великой Отечественной войны, мы в них лазили, смотрели, — вспоминает мужчина.
Никакой связи с большим городом в то время у улицы Гагарина не было.
— Поселка Юбилейного не было, Солнечного в том виде, в каком он сейчас, тоже не было, трамвая № 11 не было, его пустили позже. Машин тут тоже ни у кого не было, поэтому, если надо в город, ходили везде пешком. На Волгу тоже пешком ходили, никаких дач тоже не было, спуск к Волге был свободный. В школу 71-ю (на улице Танкистов. — Прим. ред.) пешком ходили, — рассказывает Владимир Александрович.
Магазин тоже был один за несколько километров. Впрочем, сейчас ситуация изменилась не сильно. Пока я бродил по улице, мне встретился мужчина с полными пакетами продуктов, шедший со стороны улицы Пятигорской, там остановка маршрутки № 13 и магазин «Близнецы». Не километры, конечно, но тоже потопать придется. Это не «Магнит» у дома.
Кстати, насчет «потопать». Как рассказал местный житель, нормальной асфальтированной дороги на Гагарина никогда не было.
— Всё, что есть, сами своими силами сделали. Несколько лет назад были очень сильные дожди, так грязь была сантиметров десять глубиной. На простой машине не проехать, — говорит он.
— А жаловались на то, что асфальта нет?
— Конечно! Все соседи и жаловались, и писали… — машет рукой местный житель.
Тогда я интересуюсь, есть ли в домах хотя бы вода.
— Раньше две колонки были, — Владимир Александрович каждый раз начинает историю издалека и не всегда возвращается к вопросу. — Здесь и тут, — он указывает на останки железной водяной колонки в 15 метрах от дома, а затем на сложенные одна на другую автомобильные покрышки. Сейчас там колонки нет, . — Ходили за водой на колонки. Потом водоканал одну отключил, вторая сейчас тоже не работает. Воду в дома проводили своими силами.
Впрочем, на власть Владимир Александрович не жалуется, особенно на федеральную.
— Путин, он на фоне других очень разумным выглядит. Но его подчиненные внизу ни в чем не разбираются, — говорит он.
Во время нашего разговора к дому подъезжает черная «Нива», из которой выходит женщина, ее Владимир Александрович представил как свою сестру. Интересуюсь у нее, как существует улица Гагарина в преддверии очередного Дня космонавтики.
— Да, бардак! Каждый год сюда приезжают, разговаривают, — возмущается женщина.
— А кто приезжает? Чиновники? — спрашиваю.
— И чиновники, и такие же, как вы, приезжают, пишут, но ничего не меняется!