Ты можешь быть доктором наук, но суеверия, оказавшиеся в юном или детском мозгу, просто так знаниями не вытравишь. Возможно, с этим связано появление тренда, в котором врачи рассказывают о суевериях и вредных привычках. Таким образом, они доказывают, что они просто люди, несмотря на то, что у них богатый профессиональный опыт и годы образования за спиной.
Мы поговорили с рядом саратовских врачей и узнали, придерживаются ли они суеверий, в том числе профессиональных.
Илья Джанчурин — стоматолог
Илья закончил Саратовский ГМУ, а сейчас работает в Москве.
— Могу говорить за себя, я стоматолог, в нашей практике особо суеверий нет.
Существует «закон парных случаев» — если пришел какой-то неприятный случай, то жди такого же в этот день, но не сказал бы, что это у всех докторов,
Еще есть поверье, что со «своими» пациентами, то есть родственниками и друзьями, чаще осложнения бывают.
Олег Костин — министр здравоохранения Саратовской области
Олег Николаевич знает о тренде, но работает и живет без суеверий:
— Я видел это (тренд. — Прим. ред.) в Сети, я не знаю, о чем идет речь: падает бутерброд, человек поднимает его: ест или не ест. А существует ли у нас такое? Я не могу ответить. Есть ли врачи, которые живут с суевериями? Не знаю.
Дарья Орлова — заведующий рентгенологическим отделением больницы «РЖД-Медицина»
— Самое первое — нельзя живых пациентов возить к выходу вперед ногами. Это плохая примета, особенно когда забирают кого-то из операционной. Сами знаете, только покойников вперед ногами выносят.
Второе — не следует желать хорошего дежурства. Никогда нельзя человеку, оставшемуся на ночное дежурство, желать хорошего дежурства. Иначе дежурный не поспит, обязательно привезут кого-нибудь сложного со всеми вытекающими последствиями.
Третье — в моей работе нельзя смотреть родственников и близких. Это должен сделать другой врач. Если сделаешь сам, то обязательно «накосячишь», просмотришь или, наоборот, найдешь что-нибудь плохое.
Еще у нас, у рентгенологов, прослеживается «закон парных случаев»: сложная патология встречается не одна за один или два дня.
Знаю также, что анестезиологи на дежурстве в обуви ложатся спать. Если разуешься, то тебя точно вызовут к пациенту сложному. Так что спят во время дежурства они в обуви.
Если ничего не путаю, то у хирургов тоже есть суеверие: если в начале операции они недосчитались инструментов или инструменты у них упали, то все сразу огорчаются — что-то пойдет не так.
Дарья Соколова — врач по радиационной гигиене
Дарья рассказала, что она не придерживается суеверий:
— Я гадаю на Таро, но вам, наверно, нужны поверья, связанные с работой и пациентами?.. Таких поверий нет.
Юлия Кривошеева — врач-терапевт
— У меня вообще нет в жизни никаких суеверий. А что касается профессиональных поверий, то о них нужно спрашивать у врачей из стационаров. Например, про то, что не следует желать хорошего дежурства. У нас в поликлинике дежурства другие, поэтому нам не так это всё актуально.
Личная история
Я, конечно, не врач, но с законом «парного случая» знаком не понаслышке. В сентябре 2023 года мне делали операцию под местным наркозом. Как мне казалось, в ней не было ничего сложного. Предполагал, что всё пройдет как по маслу, так как предыдущая операция под местным наркозом прошла хорошо.
Лежу на операционном столе, врач и медицинская сестра развлекают беседами, боли практически нет. В этот момент чувствую, как мне становится душно, хочется пить, а в месте надреза начинает дергать. В следующую секунду уже смотрю сон.
Хирург быстро привел меня к жизни нашатырем и попросил так не пугать его и медсестру. После этого мне дали попить и начали рассказывать про закон «парного случая»:
— Бывает, что выписываешь тяжелого пациента, думаешь, что больше такого не будет, как обязательно в этот же день поступит точно такой же пациент. Или какие-нибудь сложности случатся на одной операции. Значит, и на следующей будет что-то похожее.
Под этот интересный рассказ я вновь почувствовал, как операционный стол превращается в перину. В итоге на первом надрезе я «отрубился» дважды.
Хирург поинтересовался, будем ли мы продолжать дальше, ведь предстояло разобраться с первым надрезом и сделать всё тоже самое со вторым. Я настоял на продолжении.
И о, чудо! Дальше всё пошло как по маслу, а заживало на мне всё очень легко и практически без шрамов.
В этот закон, пожалуй, точно можно верить!