В начале июня Росстат представил доклад «Социально-экономическое положение России». Оказалось, что Саратовская область вошла в топ-10 регионов по суммарной убыли населения среди всех регионов страны. Если в первом квартале родились 3597 детей, то умерли 8684 человека. Приехали в регион на постоянное место жительства 9844 человека, а покинули область 10 094 человека.
Жители Саратова (самый крупный населенный пункт региона) являются самыми серьезными хейтерами города. Как только они его не называют, но самое популярное прозвище города, пожалуй, Засратов. Мы решили выяснить, в чем причина столь пренебрежительного отношения к своему городу.
«Как будет формироваться чувство прекрасного?»
Опрошенные нами горожане чаще всего высказывают однотипные претензии к городу: плохо работающая транспортная инфраструктура, разрушающаяся коммуналка.
Вячеславу 28 лет, он родился в Самаре, но живет в Саратове и работает в ивент-сфере. По его словам, раздражает, что город постоянно находится в «состоянии раскопок» — дорожное покрытие улиц вскрыто коммунальщиками, привозить в Саратов иногородних гостей (а именно с этом часто связана его работа) сложно и попросту стыдно. Сейчас раскопана даже привокзальная территория, это усложняет прием делегаций из других городов.
Анна юрист, ей 22 года, и она утверждает, что ни за что не будет жить в Саратове, хотя тут прошли ее студенческие годы и человеку, который не выезжает за пределы центра, тут может быть комфортно.
— Здесь сформировалась часть моей личности. В центре мне очень нравится, что практически до всех мест отдыха можно дойти пешком. Есть пляж, не оценивая его пригодность и чистоту, большие и атмосферные парки, — говорит Анна.
Много мест, куда можно приятно сходить покушать и как-то развеяться на любой кошелек. Но если саратовец не живет в центре, ему можно посочувствовать.
По ее словам, раньше она жила в районе Студенческого городка на улице Шехурдина.
— Повсюду уродливые трубы. В целом большинство «спальников» и так не шибко красивые, так с этими трубами вообще похоже на гетто. Лицей расположен в кольце труб, как у детей будет формироваться чувство прекрасного? Инфраструктура — отдельная боль. Проезд в общественном транспорте всё дороже и дороже, а качество падает в бездну. После 20:00 дождаться автобуса — большая проблема, на остановке спокойно можно простоять 40–60 мин. Во многих местах ночью не работают фонари. Памятники архитектуры разваливаются, а администрация пишет отписки. Есть города, где дома старинные реставрируют, и улицы приобретают очень красивый и атмосферный вид. В Саратове же либо просто завешивают баннером, либо вообще ничего не делают, — возмущается девушка.
О плохой инфраструктуре говорит и 28-летний работник банка Артем. По его словам, город деградирует.
— Инфраструктура в ужасном состоянии, качество обучения в вузах в Саратове сильно упало. Несмотря на провинциальный статус города, цены на квартиры (и не только) пробивают потолок. Как мне кажется, виновата в этом и искусственно выстроенная конкуренция, — говорит Артем.
По его ощущениям, население деградирует, а большая часть жителей не выезжает дальше своего микрорайона.
— Такого огромного количества алкомаркетов, пивных и других заведений похожего типа не видел ни в одном городе, — утверждает молодой человек. По его словам, он рассматривает возможность перебраться в Нижний Новгород, Казань или Санкт-Петербург. Но всё будет зависеть от зарплат.
Юлии 31 год, она переехала в Саратов из Энгельса, но теперь ответственно заявляет, что она — хейтер Саратова.
— В жару город задыхается в пыли, в дождь — грязь. Нет ливневок, и после дождей дороги превращаются в сплошную лужу. Бордюры — это мрак. Я часто езжу по городу на велосипеде, поэтому для меня это очень важно. Они все разной высоты, встречаются даже 30–40 см, на них просто так не заедешь, приходится спускаться с велосипеда, редко встретишь спуски. Впечатление такое, что власти Саратова думают, что в городе живут только пешеходы (без колясок, без детей, все здоровые и молодые) или автомобилисты. Не представляю, как передвигаются мамы с колясками. Буквально вчера ездила в Заводской район, прокляла всё, — подчеркнула она.
Никто так не ругает свой город, как житель Саратова
Эксперты считают, что часть претензий горожан обоснованы, но многие — выдуманы и присущи всем провинциальным городам.
Так, архитектор, урбанист Антон Богнер переехал из Саратова в Самару и очень доволен. По его словам, Саратов не дает возможности для развития.
— Самара в плане логистики точно обходит Саратов и по авиации, и железнодорожным путям. В этом году были тесты по «Валдаям» (речное пассажирское судно. — Прим. ред.), в следующем году будут делать направления Самара — Ульяновск, Ульяновск — Казань. А в Казани уже есть сообщение до Нижнего Новгорода. То есть Самара дает больше возможностей. Понятно, что Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва дают еще больше, — поделился Антон.
Я в Москву часто езжу, мне жить там не нравится. Люди стремятся туда, где больше возможностей для работы, для досуга, хорошая логистика.
Политолог Дмитрий Олейник объясняет ненависть саратовцев к своему городу парадоксально — большой любовью к нему.
— Представим семью. Нет хуже мужчины, чем муж, нет хуже хозяйки, чем жена, — говорит он. По словам политолога, саратовцы относились бы к городу лучше, если бы посещали похожие города, претензии основываются не на объективных данных, а на глубоких чувствах.
— Саратов — средний город, точно не худший. Есть много городов, которые значительно хуже. Саратов обычно попадает на 30–50-е места в различных рейтингах качества жизни. Да, у нас нет такого уровня социальной защиты, как в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге. Но мы и не столица, — говорит собеседник 164.RU.
Он уточнил, что такое отношение объясняется и тем, что горожане отличаются идеализмом:
— Нам просто хочется быть лучше всех, а здесь нет пределов совершенству, — считает он.
Эксперт уверен, что бороться с негативом горожан к Саратову не имеет смысла, так как это будет всегда. Политолог вспомнил цитату из железнодорожного путеводителя, выпущенного еще до революции 1917 года, в котором говорится, что пассажиры в поезде узнают саратовца сразу, потому что никто так не ругает свой город, как житель Саратова.
Такое отношение, да еще и пронесенное через столетие, похоже на массовое помешательство, сродни психозу, который охватывает саратовцев год за годом, но психолог Юрий Сотсков убежден, что ничего подобного нет.
— Моим знакомым и друзья город нравится. Может, есть конкретные минусы, транспорт, дороги и так далее, но в целом у нашего города много плюсов. С точки зрения психологии массовый психоз и конкретный ненавистник не формируют общественное мнение. Мое мнение, это больше могут быть экономические факторы: отсутствие рабочих мест, инфраструктура и другие. Отсюда вытекает конкретное недовольство, — отмечает Сотсков.
Если человек едет в душном транспорте в 30-градусную жару, то он не испытывает комфорт. А это влияет на качество его жизни.
Общественник и журналист Алексей Голицын тоже уверен, что горожане свой город в целом любят, а вся критика вызвана действиями властей. По мнению Голицына, в последние годы власть исполняет решения, которые идут вразрез с желаниями горожан. Это выражается в политике озеленения и градозащиты.
— Саратов превращается в пустыню. Можно сравнить со старыми фотографиями, каким зеленым был город раньше. Центр остался практически без исторической застройки. Вспомнить хотя бы дом Готовицкого (особняк на улице Григорьева, 45, бывший «Дом трезвости». — Прим. ред.). Оттуда выгнали общество трезвости, дом не отапливался, теперь разрушается, — заметил собеседник издания. — Не нужно путать, саратовцы не любят не город, саратовцы не любят власти, которые им управляют.
Тенденция к миграционной убыли
А что же говорят эти самые власти, которых так не любят саратовцы? Недавно председатель Госдумы Вячеслав Володин, избранный от Саратовской области, во время одной из командировок в свой избирательный округ объявил, что мэрия не контролирует уборку мусора, и раскритиковал главу города Ладу Мокроусову.
Зампредседателя правительства региона, курирующий соцсферу, Сергей Егоров сообщил 164.RU, что, по статистике, в числе основных причин миграционных процессов — причины личного и семейного характера: смена места работы или приобретения жилья.
Чтобы удержать численность жителей, в регионе проводят демографическую политику, которая формирует «условия, стабилизирующие численность населения».
Так, утверждает чиновник, с прошлого года в области действует программа, нацеленная на повышение рождаемости, поддержку семей с детьми. Программа рассчитана до конца 2025 года. В рамках нее выделяются деньги на улучшение репродуктивного здоровья, применение вспомогательных репродуктивных технологий и так далее. В 2024 году начался массовый ремонт женских консультаций.
Всё это, отмечает чиновник, привело к тому, что за три первых месяца этого года из Саратовской области уехали всего 250 человек, а это в 4,3 раза меньше, чем в первом квартале 2023 года.
— Тенденция к снижению миграционной убыли наблюдается не первый год. Например, если в первом квартале 2022 года убыло 2785 человек, то в 2023-м — 1090 человек, — заявил чиновник.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.