Почему люди в большинстве своем недолюбливают чиновников? «А за что их любить?» — спросите вы. Город грязный, дороги плохие, улицы перекопаны, лифты ушатаны, там — протечка, где-то нет воды, — поводов можно найти массу. Еще и запрещают праздновать Хеллоуин и День святого Валентина. Цены растут. Кто в этом виноват? Не мы же с вами, добропорядочные налогоплательщики. Но у кого-то ненависть к чиновникам принимает крайние формы: вот они уже спорят с телевизором, пишут оскорбительные комментарии, дают обидные клички, коверкают фамилии наиболее известных лиц. На тему нелюбви к чиновникам рассуждает наш постоянный эксперт, семейный системный психотерапевт, психолог Лариса Беляева (Паркина).
А мы напоминаем — мнение психолога — это не истина в последней инстанции. Но все же повод задуматься. Ведь сколько веков ни существует человечество, всегда были люди, как недовольные функционерами от власти, так и те, кто живет хорошо и всем доволен.
- Итак, образно говоря и обобщая: почему люди «не любят чиновников»? То есть тех, кто находится близко к определенной власти и административным ресурсам. Думаю, правильно начать с того, что это определенный тип людей. Собственно, как и те люди, которые непосредственно столкнулись, с какой-либо несправедливостью и произволом, но про них отдельно.
«Не любят чиновников» чаще всего люди, находящиеся в детской позиции. Детская позиция — это позиция перекладывания ответственности на другого за свою жизнь, за то, как ты себя чувствуешь. В проблемах всегда кого-то можно обвинить: родителей, время, государство, чиновников и так далее. Это способ сместить фокус внимания с себя, из поиска ответов в себе, требований к себе на другое лицо: «Вот мне плохо из-за них!»
Поэтому предполагаю, что в целом «не любят чиновников» люди, которые не очень счастливы в жизни. Человеку, который счастлив, доволен своей жизнью, который привык устраивать себе эту жизнь так, как он хочет, и вообще брать на себя ответственность, не до этого. Счастливым людям в принципе не до осуждения, не до недовольства, обид и так далее. Они в большей степени сфокусированы не на поисках виноватых или плохих людей, кто им мешает жить, а на том, чтобы строить свою жизнь, находясь в зоне своего влияния.
Но опять-таки есть те, кто смотрит за пределы зоны своего влияния. Это зона стресса. Там может быть разное: власть, какое-то системное устройство, погода, кризисы, катаклизмы и прочее. Это всё то, что находится вне зоны нашего влияния, и смотреть туда абсолютно бессмысленно, потому как это то, на что мы напрямую не можем повлиять. Стоит действовать в зоне своего влияния, но, если человек этого не хочет, в силу разных причин, ему проще сразу сказать, что ничего не получится. Причины разные: человеку не хочется сложностей, он не хочет ничего решать, не очень уверен в себе, у него низкая самооценка. И способ рационализировать то, почему у него что-то не получается — обвинить в этом другого. Почему жить плохо? Потому что чиновники виноваты.
Тема с людьми, приближенными к власти, — это еще и про определенную иерархию. Для нас она бессознательно переносится на иерархию отношений «родители-дети». Таким образом, люди, которые обижаются на власть, «не любят чиновников», это люди, которые в том числе обижены на своих родителей и недовольны ими на самом деле. И эта детская обида, что «вы всё сделали не так, как я хотел», переходит на взаимоотношения с руководством или на любые взаимоотношения, которые подразумевают иерархию вышестоящих лиц.
Здесь возникает чувство беспомощного, обиженного ребёнка, который злится на то, что ему чего-то не дали, что к нему были несправедливы или что-то сделали не так. Он не может получить желаемое и ему кажется, что он не может это получить, потому что виноваты те, кто ему этого не дает.
Могут присутствовать элементы зависти: люди, которые запретили себе чего-то хотеть, потому что не верят в то, что у них может это быть, завидуют тем, кто что-то имеет. По сути, это такой оттенок гнева: злюсь на несправедливость, потому что у меня в жизни все не так, как я хочу. Страдать — тоже детская позиция, потому что страдать легко, а что-то предпринимать сложно. Поэтому всегда проще на кого-нибудь злиться и сфокусироваться на чем угодно, только не на себе.
Также эта нелюбовь возможна у людей с обострённым чувством справедливости. Это люди, которые либо сами в детстве переживали много несправедливости, или те, у кого в их системе, в их роду были подобные ситуации. Например, дедушка, бабушка пострадали от государственного угнетения. И это обострённое чувство несправедливости и обиды может передаваться из поколения в поколение. Убеждения и высказывания, которые есть изначально в семье, транслируются детям, они уже с ними растут. В этой ситуации всегда будет выступать триггером какое-либо известие о несправедливости и будет выбран виновный объект.
Еще один интересный момент. В нашей культуре принято почитание родителей, причем порой в принудительной форме. Есть убеждение, что на родителей злиться нельзя. В связи с этим много людей, особенно советского времени, выросли верные этому принципу: нельзя злиться на маму и папу, им надо быть благодарным за то, что они меня воспитали. И с детского возраста возникает чувство вины, ведь злиться нельзя, а я злюсь. Хотя гнев — это неотъемлемая часть жизни человека и любого ребенка, естественно.
Если этот гнев в детстве вытеснялся, то часто подключаются защитные механизмы, чтобы эту боль «обезболить». Допустим, ребенка били, ставили в угол, кричали на него, он был разозлен, но у него не было возможности ни топать ногой, ни быть несогласным, протестовать и что-то доказывать. Он вырос и не осознает обиду на родителей. В остатке только несправедливость, ощущение безоговорочной власти над ним и чувство абсолютной беспомощности, понимание, что «я не могу ничего сделать, никак не могу этому противостоять». И во взрослой жизни только уже в других взаимоотношениях он может почувствовать себя таким же беспомощным, таким же маленьким. Только на родителей до сих пор злиться нельзя, а на чиновников можно.
Соответственно, гнев и обида, которые копились на родителей, могут перенестись и вылиться в каком-то большем гораздо размере, нежели чем сама ситуация, за счет того, что человек всю жизнь их сдерживал, а сейчас ему как будто намного безопаснее их проявить.
И, конечно, нужно сказать о том, что многие люди действительно нарывались на серьезное злоупотребление чиновниками властью и несправедливость. Человеческий фактор нельзя исключать. Понимание что ты бессилен повлиять на ситуацию, могло отразиться обидой, растянувшийся на несколько поколений. Но уверена, что это как с родителями. Они делали плохо и больно, они не всегда были правы, манипулировали и злоупотребляли своей властью, но это не отменяло того факта, что они делали много хорошего и важного. И как это быть родителем в тех условиях, известно только им самим. Так и здесь. Почему чиновник совершил проступок — разбираться ему самому с самим собой, либо если это нарушает закон — правоохранительным органам. Но если мы говорим в целом о явлении «терпеть не могу чиновников», как о жизненной позиции, то человеку важно перестать ждать справедливости и понимания от других, а взять на себя ответственность за свою жизнь и своё счастье.
А как вы относитесь к чиновникам?