На самом деле, мы очень удивились, узнав, что в Саратове до сих пор существуют брачные агентства. Да-да, кажется, что знакомства давно ушли в «цифру». Дейтинговые приложения, социальные сети — все они, кажется, давно подписали приговор офлайн-агентствам. Ан-нет, продолжают существовать. Правда, их в Саратове всего два, но тем не менее. Мы решили разобраться, что за люди становятся клиентами и неужели до сих пор кто-то обращается в подобные организации.
«Ерунда какая-то. Скорее всего, такие службы занимаются организацией эскорта», — оберегали нас от звонков в брачные агентства читатели. Но мы всё же попробовали.
«Дейтинги обесценивают отношения»
Агентство Love Story находится на улице Киселева. На онлайн-картах указан номер, по нему мы и обратились.
Ответившая по телефону сотрудница Елена общалась неохотно и отказалась от встречи, сославшись на то, что сотрудники не находятся постоянно в офисе, а приходят к конкретному клиенту, однако согласилась кое-что рассказать о людях, которые обращаются в Love Story. Агентство работает 15 лет и имеет большой положительный опыт.
— Сайты знакомств — это своего рода игра, там не ищут серьезных отношений. Платят 50 рублей и сидят, листают туда-сюда. Таким образом происходит обесценивание и личности человека, и отношений вообще. К нам же приходят уже с серьезными намерениями. Одна клиентка долго сидела искала пару в интернете, но после нескольких разочарований пришла к нам и здесь уже нашла пару. Они уже несколько лет живут вместе, — рассказывает Елена.
По ее словам, сказать точно, кто обращается чаще, нельзя — женщины и мужчины примерно 50 на 50. В основном это не юные саратовцы, а люди старше 35.
— Очень любят ходить 50–60-летние, — заключила она.
Как полагается, клиентов анкетируют, вносят в базы данных и каждому подбирают пару по его запросам. Агентство само организует клиентам встречи, на которых они уже могут пообщаться с глазу на глаз. Сколько клиентов приходит, в агентстве отказались говорить, как и цену услуги, сославшись на то, что это конфиденциальная информация коммерческого характера.
У Love Story в интернете всего два отзыва и они противоположного содержания:
«Никакого толку, никакого выбора, в базе мало людей. Даже от сайта знакомств будет больше пользы», — написала в августе 2022 года пользователь Анна Володина.
Второй отзыв — двумя годами ранее. «Спасибо огромное этому замечательному агентству серьезных знакомств, я нашла здесь свою вторую половину, и теперь даже солнце светит ярче. Долго не решалась, но теперь очень довольна, что обратилась сюда», — написала Elena Rozova1 в 2020 году.
«Вы должны были вымереть с динозаврами»
Второе агентство — «Партнер» расположено на улице Рахова между Московской и Большой Казачьей. На входе есть вывеска и даже название юрлица — ООО «Ассоциация Гемма», которым владеет Екатерина Нагайцева.
Агентство работает аж с 1996 года, в октябре ему исполнилось 28 лет, но с появлением дейтинговых приложений количество клиентов стало падать.
— У нас сократилось количество клиентов в определенной возрастной группе — до 30 лет. Остальные как шли, так и идут. А молодые, да, конечно, не ходят. Некоторых наших клиентов узнают по фотографии, они говорят, да, мы видели их на сайтах знакомств. Понимаете, на сайтах знакомств в большинстве своем все люди — это коты в мешке. Каждый может о себе написать всё, что угодно: один — Наполеон, другой еще кто-то. А когда люди приходят к нам, они показывают паспорта, а значит, мы каким-то образом можем себя застраховать от мошенников. И конечно, когда люди о себе рассказывают, они себя приукрашивают, но нам всё равно потом становится известно, потому что мы со всеми клиентами имеем обратную связь. Когда люди на сайтах знакомств знакомятся, а потом приходят к нам, они думают, что всё-таки они узнают о своем предстоящем партнере больше, чем могли бы узнать на сайте знакомств, — рассказывает Екатерина.
Самый распространенный клиент брачного агентства — женщина от 45 до 55 лет. Есть люди, которые приходят по второму и по третьему разу.
— Представляете, они женятся, живут какое-то время, потом разводятся, приходят к нам опять, опять женятся, потом ещё раз приходят опять. Это, конечно, не очень смешно, но тем не менее люди всё-таки доверяют нашей работе и возвращаются к нам снова, — говорит руководитель агентства.
Чем старше человек, тем с ним сложнее работать — у клиентов больше требований к будущему партнеру, появляются свои привычки.
— Некоторые, особенно мужчины, сравнивают со своими предыдущими отношениями, причем вспоминают те отношения, которые были у них когда-то впервые, во многом идеализированные. Женщины в этом смысле более подвижные. Некоторые женщины думают, что обратятся к нам, и уже через неделю к ним приедет жених в костюме с кольцом, на лимузине. Это совсем не так. И я уже сейчас, спустя годы работы, всем своим клиентам говорю: «Понимаете, мы для вас не основной способ решить вашу личную жизнь, а дополнительный».
Услуга брачного агентства — не самое дешевое «удовольствие». Хотя бы потому, что для человека это должно быть осознанное решение, а не дешевая игрушка в отношения. Но за три тысячи можно воспользоваться услугой «экспресс-знакомства».
— Это когда приходит человек и говорит: «У меня нет денег, я хочу прямо сейчас ничего не ждать, пусть никто меня не выберет, прямо сейчас дайте контакты, и я пошел». Мы даем три разных контакта, и вперед. Он сам знакомится. Но это одноразовая услуга, — объясняет Екатерина.
Задачу отслеживать судьбу клиента брачное агентство перед собой не ставит, но зачастую узнает об этом из третьих источников. Психологи советуют не следить за дальнейшей жизнью людей, так как это для них может быть травмирующим опытом.
Веселее всех, рассказывает руководитель «Партнера», на наличие брачных агентств реагируют молодые люди:
— Они видят табличку «Знакомства», заходят и смеются: «Вы правда знакомите людей? Неужели вы существуете? Мы думали, вы должны были вымереть еще с динозаврами!». Но это молодым просто: два предложения в соцсетях — и они на свидании, через месяц — в отношениях. А со старшими не так, с ними бывает туговато.