На этой неделе в Саратовской области пройдут масштабные крещенские купания. Недавно мы сообщали об официальных купелях, которые будут оборудованы для местных жителей. Теперь мы решили поинтересоваться у представителя церкви, как официальная РПЦ относится к крещенским традициям. Ответить на вопросы нашего корреспондента согласился пресс-секретарь Саратовской епархии, священник Михаил Федоров.
— Как появился обычай освящать воду в открытых водоемах на Крещение Господне? В чем его смысл?
— Обычай освящать воду в день Крещения Господня на открытых водоемах достаточно древний, и имел он прежде всего практическое значение. Вода для человека — неотъемлемая часть его жизни, а наши предки предусмотрительно располагали свои поселения вблизи рек, озер, прудов и прочих водных источников. Для них было совершенно обыденным приходить к этим источникам за водой. В день, когда в церкви совершается Великое освящение воды, вспоминая события Богоявления, куда пойдет православный народ? Конечно, к местному водоему! И по благочестивому обычаю это сопровождалось пением молитвословий и имело вид торжественного шествия, как его называют «ход на Иордань». Такая традиция существует, как мы знаем, и сегодня.
Вода, помимо ее практического применения, имеет и высшее значение, и об этом говорится в Священном Писании. В разговоре с Никодимом Спаситель говорит: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, имея в виду рождение для вечности через таинство Крещения. Таким образом, освящение воды происходит для того, чтобы придать ей это высшее значение: «очищение водою роду человеческому дарует», как поется в песнопениях службы празднику Крещения.
— Насколько гигиенично набирать святую воду в водоемах?
— Как было сказано, водоемы для людей имели и продолжают иметь стратегическое значение, и поэтому относились к ним бережно, стараясь не загрязнять их различным мусором. В таком случае, конечно, совершенно логичным было унести с собой несколько емкостей великой Агиасмы (освященной воды. — Прим. ред.). Сейчас водоемы такой чистотой, которая бы позволила совершенно спокойно употреблять в пищу эту воду, едва ли обладают. Лучше не искушать Бога и не требовать у него чуда в этом отношении, а посетить храм, помолиться там вместе с духовенством и мирянами, и набрать специально приготовленную чистую воду. Великое благо, что сейчас храмы в нашем городе в шаговой доступности практически в каждом районе и даже поселке.
— Как церковь относится к таким народным обычаям, как колядование и гадание?
— В исторической литературе часто указывают, что практика купания в проруби на Крещение Господне возникла в деревнях в XVIII–XIX веке в связи с народным обычаем проводить Святки в различных потехах, баловстве, рядиться в шутовские наряды, озорничать и пакостничать: могли заколотить ворота снаружи, раскидать дрова и прочее. Участники этих безобразий верили, что омовение в крещенской воде даст очищение от тех грехов, которые были совершены в период Святок. Понятно, что такое мнение — заблуждение, обусловленное богословским невежеством. В этой связи, если колядование сопровождается подобным поведением, то это греховное занятие, не говоря уже о гадании, суевериях и прочих явно бесовских вещах. А вот колядовать, чтобы прославить Бога, приходить в гости к родственникам и друзьям с молитвословиями праздника на устах — дело доброй традиции.
— Можно ли купаться в неосвященной проруби?
— Святой блаженный Августин говорит: «Что такое обычай без истины? Застаревший предрассудок». Если уж мы говорим о погружении в воду в эти святые дни, то прежде всего нужно понимать, что делать это нужно, соучаствуя в соборной церковной молитве, наполняя смыслом наши действия. В противном случае это является просто моржеванием, для этого не нужно специально ждать праздника Крещения Господня.