Путешествуя по миру или приезжая туристами в другие города, мы не стесняемся посещать храмы с экскурсиями и запросто знакомимся с иными культурами. Россия — многоконфессиональная страна, у нас соседствуют друг с другом храмы и синагоги, мечети и буддийские центры, ежедневно мимо которых мы проходим. На этот раз мы решили не проходить мимо и посетили главный исламский центр Саратова: мир для немусульман одновременно и близкий, и далекий, но страшно интересный.
Слово «мечеть» с арабского языка переводится как «место совершения земного поклона». Как и в любом месте для богослужения, там следует появляться в соответствии с правилами и традициями во внешнем облике. Моим сопровождающим был пресс-секретарь Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов, он сразу спросил, знаю ли я, как одеться.
— Плечи закрыты, платок, длинная юбка, — сказала я, рисуя в уме образ мусульманской женщины.
— Верно, — подтвердил Ахмед.
Как позже выяснилось, если просто мимо проходящая и легко одетая случайная туристка захочет посетить мечеть, это не возбраняется. Ей предложат покрывало, чтобы она могла пройти и ознакомиться с мусульманской культурой. И вообще в саратовской мечети периодически проводят экскурсии для всех желающих — информацию о них можно найти в интернете.
На входе сразу начинается ковровое покрытие — обувь следует снимать обязательно. Для нее есть специальные ячейки для хранения. Есть ящик для пожертвований, как и в православной церкви. Первый просторный зал скромен, нет ничего лишнего. Тихо ведет прием имам — в течение дня любой страждущий, у кого возникли неразрешимые вопросы, может прийти и обратиться к нему. Есть отдельный зал для женщин. По периметру расположены учебные классы — здесь действует библиотека, медресе «Шейх Саид», где получают религиозное образование мужчины и женщины, коранический центр «Зейб бин Сабит» для детей, которых учат вникать в ислам с рождения.
Где учат на имамов
Медресе — мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение второй ступени (после начальной), лицензированная образовательная организация. Здесь, говоря простым языком, «учат на имамов». Для мужчин есть вечернее и заочное отделение, для женщин — только вечернее, они после обучения могут работать преподавателями исламских дисциплин. Но можно и не работать, а просто повысить духовный уровень и познания, что называется, «для себя». Диплом — государственного образца, программа рассчитана в среднем на пять лет. Сейчас каникулы, поэтому никого, кроме нас, нет. Всего в медресе 130 студентов.
В мечети есть импровизированный гостиничный номер для отдыха путников, приезжих гостей. Сейчас там живет иногородний студент. В медресе учатся не только саратовцы, есть приезжие из соседних областей, Москвы, Мурманска.
Коранический центр «Зейб бин Сабит» — место уникальное. Его руководитель — кандидат филологических наук, бакалавр теологии Ильяс-хазрат Ильясов создал собственную методику обучения для малышей с годовалого возраста. Его выпускникам — по 5 лет. Сам он по направлению от муфтия 10 лет жил и обучался в Иордании, изучал арабский, потом в СГУ ознакомился с основными направлениями прикладной лингвистики.
— В течение 10–12 лет, как действует центр, мы выработали свою систему обучения. Это уникальная методика обучения детей корану для чтения в оригинале и воспроизведения на арабском языке, — рассказывает Ильясов. — Система базируется на нескольких способах подачи информации: письмо, запах, вкус, цвет, тактильные ощущения.
Саратовская разработка — единственная в мире, она уже получила признание в Иордании и Египте, где Ильясов был с презентацией. Он преподал мне тоже урок: провел в детский зал с большими разноцветными плюшевыми буквами, наполненными разными наполнителями. Из них потом собираются слова и предложения. «Но если с визуализацией понятно, то каков ее вкус?» — думаю я, и мой взгляд падает на коробку с шоколадными мишками «Барни». А это и есть ответ.
— В группах обучается максимум 8–9 детей с одного года до трех лет, — рассказывает Ильясов. — Занятие в неделю 1 раз по полчаса. В три года дети уже читают Коран в оригинале. К пяти годам знают наизусть 3–4 страницы. Далее для желающих мы разрабатываем индивидуальную программу обучения без отрыва от общего образования в школах и лицеях. Единственная проблема — желающих много, а места мало, и сейчас у нас ожидают очереди на обучение порядка 50 детей.
Обучение полностью адаптировано для детей начиная с малышкового возраста. Доступно и девочкам, и мальчикам. В начале занятия ребенок должен выбрать цвет резинового шарика — по этому выбору определяется его внутреннее состояние.
— Если мальчик три раза выбирает «девчачий» цвет, то это повод побеседовать с родителями: всё ли в порядке в семье, не утомлен ли ребенок, не было ли конфликтов, — говорит Ильясов. — С девочками наоборот.
Далее в игру вступают развлекательные способы обучения. Из надувного шарика делается фигурка, на которой рисуют изучаемую букву. Она имеет свой цвет, причем цвет одежды преподавателя в этот день с ней тоже совпадает. Помещение ароматизировано в каждое занятие по-разному. Дети могут нарисовать нужную букву где угодно, в том числе и на себе, а в конце им выдаются прописи для занятий дома с родителями. И сладкий подарок для закрепления изученного материала. Из этих мелочей впоследствии вырастает большое знание.
Вид с минарета
Мы идем дальше. На коврах в мечети остались наклейки — они до сих пор напоминают о временах пандемии, когда расстояние между людьми должно было быть не менее 1,5 метра. Как рассказывает Ахмед-хаджи Махметов, мечеть в целом вмещает порядка трех тысяч человек. Мы поднимаемся в главный зал. Его украшает трехметровая люстра в виде шестиугольника, подаренная когда-то бывшим губернатором Дмитрием Аяцковым. Ее специально изготовили на «Саратовстройстекле», и, говорят, она похожа на люстру, которая украшает одну из лучших мечетей Парижа.
Больше ничего грандиозного в зале нет. Стены украшают каллиграфические этюды из Корана. В исламе святых изображать не принято, чтобы не создавать культа. Не прошли мимо кабинета члена президиума Совета муфтиев России, главы Духовного управления мусульман Поволжья, муфтия Мукаддаса Бибарсова — он в это время обсуждал возобновление работы мусульманского детского лагеря. Тот был законсервирован на время ковида, сейчас на ремонте. Поздоровались. И отправились в минарет.
Минарет — башня на мечети, с которой муэдзины возвещают час молитвы. Это происходить пять раз в день по расписанию. Как человек, живущий рядом с мечетью, ответственно заявляю: к этому привыкаешь так же, как к звону колоколов, то есть со временем перестаешь замечать.
Высота минарета Саратовской соборной мечети — 46 метров. Наверх ведет узкая винтовая лестница. Туда давно никто не взбирался — в этом нет нужды. Вместо муэдзинов о молитве сейчас оповещают акустические колонки. Вид открывается прелестный.
«Чуть что — развод»
Наша экскурсия завершается трапезой в местной столовой. На столе — плов с мясом и нутом, который надо есть, как меня учат, запивая чаем. Мы беседуем с имамом-хатыбом Саратовской мечети Рустамом-хазрат Мухитовым буквально обо всём наболевшем: межнациональной розни, браках, недопонимании в толковании религии. И конечно, о том, правда ли, что в мусульманстве разрешено «побивать» жену в поучительных целях.
— Сейчас на фоне общей нервозности и различных происшествий недопонимание растет, — говорит имам. — Раньше покрытые мусульманские девушки воспринимались положительно, как скромные и приличные представительницы своей нации, теперь недоверие растет. Обстановка нагнетается. Раньше семья была первоочередной ценностью, ее берегли всеми силами. Сейчас чуть что — и развод. В мусульманстве упорядоченный подход к институту брака, где у каждого свои обязанности. И сохранение семьи — основа процветания. Но бывает, взгляды расходятся, и если поведение женщины начинает идти во вред, то, естественно, мужчина первым делом попробует достучаться словами. Далее идет так называемое «разделение постелей», как показатель того, что ситуация крайне серьезная. И «побивание» палочкой — имеется в виду мисвак — маленькая щетка для чистки зубов, как зубочистка, это символ полнейшего раздора, когда семью надо спасать не на шутку. Это иносказание, а не прямой призыв к действию.
По словам имама, в Коране много аллегорий. Как, например, про «70 тысяч человек», которые «войдут в Рай» — это общее обозначение множества людей, которые жили правильно и достойны этого, а не точное количество пропусков для верующих.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.