
Работать на обновленной трамвайной линии в Саратове при таких доходах может оказаться некому
В Саратове водители автобусов зарабатывают по 150 тысяч рублей. Правда, не все, а лишь те, что работают на транспорте, курсирующем по брутто-контрактам. Об этом 164.RU рассказали в администрации Саратова. Однако, как выяснилось, не все так просто, а повышение доходов у водителей автобусов приводит к кадровому голоду на электротранспорте, что очень печально в преддверии запуска обновленных трамвайных линий.
В чем разница
Мы обратились в мэрию Саратова за разъяснениями после публикации активистов МУПП «Саратовгорэлектротранс» в группе «Трамваи и троллейбусы Саратова». В частности, речь шла о том, что при переводе автобусных маршрутов на брутто-контракты требуется больше водителей, ведь, например, после того, как закрыли трамвай № 3 и ввели дублирующие автобусные рейсы 9А и 9Б, параллельно по одному направлению работают два маршрута.
«При нехватке людей начинается „зарплатная гонка“, которую выигрывают автобусы на брутто-контракте, так как работа полностью оплачена из бюджета, а муниципальное предприятие СГЭТ проигрывает, так как кроме обслуживания пассажиров занимается содержанием всей транспортной инфраструктуры.
Отток водителей на автобусы, и особенно — на работающие по брутто-контрактам связан еще и с тем, что там водитель не только не изолирован от сбора выручки, как должно быть при брутто-контракте и как есть уже давно во многих городах, но и неофициально заинтересован в ее максимально возможном размере, при условии, что это не помешает выполнить все рейсы (за которые он также получает оплату). Примерно в тех же условиях работают и „классические“ частники, за исключением того, что могут еще позволить себе не делать вечерние рейсы, так как оплата водителю идет исключительно в виде процента от собранных денег, без учета того, сколько для этого понадобилось выполнить рейсов», — говорилось в публикации.
Заместитель главы администрации Саратова по строительству Павел Шаповалов сообщил нашему изданию, что средняя зарплата водителя троллейбуса в 2023 году составляла 65,9 тысячи рублей, в 2024 году она выросла — 66,2 тысячи рублей. Водители трамваев получали 52,8 тысячи и 49,5 тысячи соответственно. Да, зарплата водителей трамваев стала даже меньше.
В январе этого года водители троллейбусов стали получать в среднем 78 тысяч рублей, а трамваев — 56,5 тысячи.
Чиновник отмечает, что в феврале повысился тариф, поэтому размер зарплат станет известен позже.
Шаповалов не уточнил, это зарплаты до вычета НДФЛ или нет. Но водители говорят, что это сумма, которую человек получает на руки. Учитывая, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Саратовской области за декабрь прошлого года достигла 75 945 рублей, получается, что водители троллейбусов зарабатывают нормально, а вот о водителях трамваев такого не скажешь.
А сколько ушли?
Павел Шаповалов также сообщил, что в 2023 году на работу в СГЭТ пришли 19 человек, а в 2024 году — 33. Правда, цифры без информации, сколько сотрудников уволились (а их мы в официальном запросе не получили), не имеют значения. Чиновник лишь рассказал, по каким мотивам увольняются водители.
По данным мэрии, в 50% случаев водители уходят из-за выхода на пенсию или перерасчета пенсии, во второй половине — по прочим личным обстоятельствам.
Личные обстоятельства пусть и останутся личными. А другая половина причин наводит на конкретную мысль — большое количество водителей пенсионного и предпенсионного возраста. Значит думать руководству СГЭТ и администрации нужно не только над повышением зарплат, но и над альтернативными методами привлечения сотрудников на предприятие. Особенно это актуально в преддверие запуска после реконструкции четырех трамвайных линий, который запланирован на май этого года.

Саратов готовится к запуску обновленного трамвайного маршрута
Зарплата у водителей в этом году должна вырасти дважды. В феврале уже подняли часовую тарифную ставку, а в июле планируется индексация зарплаты. Правда, конкретный процент индексации чиновник тоже не назвал.
Нехватка по всем направлениям
Шаповалов уточнил, что на предприятие готовы взять водителей и без соответствующих знаний. СГЭТ сам обучит водителей трамваев и троллейбусов.
Дефицит водителей есть как на трамваях, так и на троллейбусах. Однако от нехватки шоферов страдает не только электротранспорт. Водители нужны и на автобусные маршруты, работающие по нерегулируемым тарифам.
Зато все хорошо на брутто-контрактах. Здесь, как утверждают в мэрии, водители за рабочую смену получают от семи до девяти тысяч и до 150 тысяч за месяц. Получается, что отработать нужно от 17 до 21 смен. Сколько длится одна смена, чиновник не уточняет.
Но почему такая большая разница в оплате труда «бруттников» и водителей трамваев и троллейбусов? Дело в том, что зарплата шоферов брутто-маршрутов рассчитывается на основании начальной цены контракта, куда этот показатель закладывается. Остальной городской транспорт зависит от собственных заработков.
А что говорят на предприятии?
Мы пообщались с администратором группы «Трамваи и троллейбусы Саратова» в соцсети «ВКонтакте» Александром. Он подтвердил слова Шаповалова о заработной плате на предприятии. Правда, не обошлось, как часто бывает, без нюанса.

Водить автобус оказалось гораздо выгоднее
«У водителей за второй и первый класс (классификационный разряд — Прим.ред.) есть доплаты за классность, а премия начисляется так же как и другим. Опять же, постоянные неправдоподобные рапорты и отсутствие плана по выручке забирают часть, а то и всю премию, в результате чего зарплата за график 2/2 явно не 78 тысяч», — передали редакции слова одного из водителей. Получить такую зарплату, не работая в выходные дни, крайне сложно.
Новички с третьим квалификационным классом зарабатывают меньше. Доходы еще сильнее снижаются, если работать только положенные смены с выходными.
«Некоторые работники жалуются на частое и не всегда обоснованное лишение премий. И не потому, что они плохие работники».
Также работник МУПП подтвердил, что в феврале тарифную ставку подняли с 203 до 239 рублей в час. В эту сумму не входят доплаты и премии. Однако собеседник издания подчеркнул, что «погоду» такое повышение, на фоне водителей автобусов, не делает.
При этом водители трамваев и троллейбусов знают, что их коллеги с брутто-маршрутов зарабатывают до 150 тысяч рублей.
«Правда, тут тоже есть нюанс: условия труда. Например, время обед у водителей автобусов может быть 15 минут, но пока никто не жалуется, потому что зарплаты высокие. В результате за прошлый год и начало этого года ушли немало водителей, особенно, тех, которые пришли на троллейбус после 2020 года», — говорят сотрудники СГЭТ.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.