Попасть в село Сосновку Аткарского района несложно. Не доезжая километров 20 до Аткарска, сворачиваете на грунтовую дорогу, едете по ней порядка десяти километров — и вот вы на месте. Осталось понять, зачем вам это надо. Ведь даже в советское время Сосновку признали неперспективным селом, и уже к началу 90-х годов из него все уехали. Мы попали туда случайно — заглянули по пути на музыкальный фестиваль. Привлекли внимание две вещи: старинная церковь, виднеющаяся с дороги, и очень странные, непохожие ни на что из современной реальности ворота в село.
Странный храм
С дороги церковь, а именно «памятник архитектуры областного значения храм Покрова Пресвятой Богородицы», выглядит необычно: совершенно точно, что церковь ветхая и не действует (на самом деле действует, но об этом позже), она стоит в поле на отдалении от села, но купола и крест сверкают как новые. Что за чудеса?
К церкви ведет одна дорожка, раскатанная автомобилями. Подъезжаем и видим, что ни в самом храме, ни около него никого нет. Но зайти внутрь невозможно — на двери висит солидный современный замок.
Вокруг останки большого храмового комплекса: площадки, лестницы, фонари, к селу ведет дорожка с фонарями по обочинам. Всё покосилось и заросло травой по колено. Но вот загадка — в фонарях современные энергосберегающие лампы, и это тоже наводит на мысль, что тут есть какая-то жизнь. Окна в храме застеклены, сквозь них, если внимательно присмотреться, можно разглядеть пыльный алтарь с иконами, разбросанный то тут, то там строительный хлам. Всё производит впечатление, словно храм заброшен, но совсем недавно. Как будто последние люди ушли отсюда буквально год-два назад.
Примерно в сотне метров от церкви стоит небольшой домик. На стене красным кирпичом выложен православный крест. Не нужно обладать феноменальными навыками дедукции, чтобы понять: это домик священника. Подходим к нему. Вокруг всё заросло травой, дверь закрыта. Через разбитое окно можно увидеть, что когда-то дом был жилым, были электричество и отопление, но сейчас в комнатах нет ни одной живой души.
Неподалеку от храма благоустроенный родник. Видно, что за ним кто-то присматривает, есть даже пара чашек. Рядом две беседки: в одной скамейки, в другой — купель с прозрачной ледяной родниковой водой. Как и всё вокруг, она выглядит заброшенной. Из стенки купели растут мохнатые зеленые водоросли.
Ни души
Мы думаем спуститься в село и найти кого-нибудь, кто рассказал бы о храме, но чем дольше всматривались в дома с возвышенности, тем больше убеждались, что в домах никого нет, а возможно, никто и не живет. Тем интереснее было скорее сесть в машину.
Въезд в Сосновку, как и всё в ней, напоминает то ли парк, то ли детский лагерь, то ли турбазу. На въезде сухие деревья с игрушечными аистами, дорога между домами, стоящими по обочинам, пустынна. Всматриваемся в окна и не можем понять, живет тут хоть кто-нибудь или нет. Вроде на домах спутниковые антенны, но огороды заросли травой, в окнах нет света, подоконники — символы присутствия человека — пусты. Возле одного из домов замечаем обработанную грядку с огурцами — да, тут точно кто-то живет, но дома никого нет.
В конце дороги упираемся в закрытые ворота с выцветшей табличкой «Моя территория — мои правила». За ними — бурьян. Дальше — трехэтажный дом с претензией на готику. Есть ли кто-то внутри, непонятно. Похоже, что это дом местного главы хозяйства, но как к нему пройти из села?..
Выезжаем из Сосновки, в которой, к слову, всего одна улица, со стойким ощущением, что побывали не меньше, чем в Припяти, или месте, откуда-то по аномальной причине совсем недавно ушли люди. Завершают этот образ то и дело встречающиеся сухие деревья.
«Приезжайте жить и работать»
По официальным данным, опубликованным администрацией Аткарского района, в Сосновке живут 13 человек (да, и тут мистика). Информации непосредственно о селе почти нигде нет.
В 2018 году местный фермер Владимир Мочкин организовывал небольшой пресс-тур в село и рассказывал, что на свои средства построил тут дома и приглашает людей жить и работать.
Чуть больше информации про храм Покрова Пресвятой Богородицы. Известно, что он построен в 1836 году, но в раннее советское время, 20 августа 1934 года, решением заседания Райисполкома церковь закрыли. Она не была разрушена, но пришла в запустение. Силами того же Владимира Мочкина с 1992 года церковь потихоньку реставрируют.
Вот, что писали аткарские СМИ в том же 2018 году:
«15 сентября старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сосновка засиял золотом. Чтобы поднять под небеса новый нитридтитановый купол, имитирующий блеск сусального золота, пришлось пригнать из Саратова автокран с 31-метровой стрелой. Под восторженные возгласы присутствующих крановщики точно надели купол на кирпичный барабан. Остается только догадываться, как справлялись с этой задачей 180 лет назад крепостные строители храма, в распоряжении которых не было такой техники».
Судя по информации, опубликованной саратовской епархией, у храма даже есть настоятель, но в РПЦ проигнорировали просьбу 164.RU пообщаться с ним.
«Ждем владыку»
— Как это никто не живет? Там живут шесть семей. Это уже хорошо, — с удивлением отвечает Владимир Мочкин на слова о том, что в селе, похоже, никто не живет. Мы связались с фермером как с единственным человеком, который может достоверно рассказать о том, что же представляет собой Сосновка и почему она в таком запустении.
По его словам, в середине прошлого века в селе было 360 домов, но еще в хрущевские времена, когда пошла тенденция на укрупнение хозяйств, Сосновка была признана неперспективным селом. Люди начали уезжать.
— В 1976–1978 году я ушел в армию. Меня провожали 200 человек, вернулся — в селе осталось лишь 50. В неперспективном селе отключили электричество, связи не было. Ну, политика такая была укрупнения колхозов. А были свет, телефон, школа, почта, больница, причем лежачие места, машинно-тракторная станция, — рассказывает фермер.
К началу 90-х ничего из этого не осталось, и Мочкин решил воссоздать село заново.
— Правильно я понимаю, что это вы строили все эти дома? — интересуюсь у фермера.
— Да.
— А в конце дороги — ваш дом? Показалось, что там подъезда к нему нет. Всё заросло травой. Или есть путь в дом?
— Подземный, — шутит Владимир Мочкин. — Нет, есть подъезд, есть... Это дом нормальный, просто мы семьей там собираемся, когда нас много. Я же не один живу, — объясняет он.
— Люди в селе чем занимаются? Потому что мы проехались, нам показалось, что там никого нет.
— А сейчас именно время такое. Животноводство, рыбоводство, земледелие... А кто не в полях, на время фестиваля уехали. Не любят шум, — говорит Мочкин.
Церковь, говорит фермер, восстанавливают постепенно. По его словам, поначалу, когда только взялись за работу, было много надежд, ждали священника, построили ему дом.
— Но по сути что получилось: пришел другой владыка, вроде приход маленький, где-то приход больше, отправили туда священника. А сюда он иногда приезжает и служит службы. Наверное, оно и правильно. С другой стороны, церковь намоленная, всё-таки ей скоро 200 лет, немного таких церквей сохранилось, — рассказывает он.
Сейчас церковные службы в Сосновке проводятся по большим праздникам.
— Делаем по мере возможности. Наша задача была спасти ее от дальнейшего разрушения, мы ее законсервировали. Еще владыка Пимен (епископ Русской православной церкви, архиепископ Саратовский и Вольский до 1993 года. — Прим. ред.) обещал освятить храм, но не успел. Сегодня владыка Игнатий говорит, что приедет и освятит церковь. Вот ждем его. Наше дело ее восстановить, и село восстановить. Вроде получается. Я не знаю, хватит на это жизни или не хватит, но, во всяком случае, храм от разрушения мы уже спасли, — рассказывает фермер.
Всё самое интересное вы можете прочитать в нашем телеграм-канале 164.RU. Сообщить новость, поделиться проблемой можно, написав нам в телеграм-чат.